Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Автомобильная экспансия Поднебесной | director.com.ua

Автомобильная экспансия Поднебесной

Автор статьи: 

Иван КУЗЬМЕНКО

Заглавное изображение: 

Уже пятый год подряд Китай занимает лидирующие позиции как крупнейший мировой производитель и реализатор автомобилей. По итогам 2013 года в Поднебесной произвели 22,117 млн авто, а поставки на внутренний рынок составили лишь немногим меньше — 21,984 млн ед. В последнем случае речь идет о поставках автомобилей дилерам. Собственно цифры продаж будут несколько скромнее, но от этого не менее внушительными в абсолютном значении

Лиха беда начала

Такой грандиозный путь китайские автопроизводители, в большинстве своем, прошли всего за несколько десятков лет: опыт выпуска автомашин у местных компаний не превышает 15 лет, а многие производители занимаются выпуском авто и того меньше. Закономерно, что у местных автогигантов есть собственный рецепт достижения результата в кратчайшие сроки.

Еще совсем недавно даже в самых смелых прогнозах аналитики авторынка не могли предположить, что развитие китайского авторынка будет столь стремительным. В первые годы своей жизни местные автомобильные компании могли похвастаться только моделями, которые у рядовых автомобилистов вызывали, как минимум, удивление, а также практически точными копиями популярных моделей западных производителей. Широко известен тот факт, как без тени смущения китайские автомобильные компании штамповали «клонов» Smart, BMW X5, Toyota RAV4 и даже Rolls-Royce Phantom. Многие откровенно подшучивали над авто из Поднебесной.

Впрочем, неказистая внешность была не самым слабым местом китайских автомобилей. В большей степени критику вызывало качество машин, производимых на китайских автопредприятиях: даже на выставочных стендах случалось, как у новых китайских авто отваливались некоторые детали, а запах в салоне противоречил всем представлениям водителя о том, как должен пахнуть новый автомобиль.

Тем не менее за шутками мировые производители и рядовые потребители едва не пропустили тот момент, когда автомобили из Китая стали все чаще появляться на дорогах стран СНГ и Европы, а мировые автомобильные гиганты массово потянулись к китайским покупателям на фоне спада продаж новых авто по всему миру.

Особенности местного автопрома

Одна из ключевых особенностей китайского автопрома — невысокая насыщенность автомобилями внутреннего рынка. Другими словами, в отличие от той же Японии, где большинство авто идут на экспорт, автомобили, произведенные в Китае, продают местным покупателям. Таким образом, сразу отпадает необходимость бороться со всевозможными защитными барьерами со стороны стран-потребителей. Перед местными автопроизводителями не стоит вопрос пошлин, квот и т. п. С другой стороны, стремительными темпами растет строительство дорожной инфраструктуры, что также позитивно сказывается на потребительском спросе.

Кроме того, если раньше новыми автомобилями обзаводились в основном жители крупных городов, то с ростом благосостояния населения во внутренних регионах насыщение автомобилями все больше происходит именно там, а это, по предварительным прогнозам, позволит обеспечить Китаю к 2018 году показатель продаж в 27 млн авто.

Тем не менее основная «фишка» местного автопрома в другом. Законодательство страны для автомобильной промышленности предусматривает следующий «ход конем»: для создания сборочных мощностей того или иного мирового автогиганта последнему нужно создать в Китае совместное предприятие с местной компанией. Причем речь идет о том, что китайской стороне должно принадлежать более 50 % активов новой структуры.

В итоге, автопроизводители из Поднебесной получают дос­туп к новым технологиям. А также бесценный опыт, накопленный именитыми производителями на протяжении десятков лет. Что касается продукции совместных предприятий, то здесь имеются свои особенности. Самыми популярными на китайс­ком рынке являются автомобили в кузове седан. При этом китайцы предпочитают версии популярных моделей с удлиненной колесной базой. Также стоит отметить, что исконно китайские автомобили пользуются у местных автолюбителей значительно меньшим спросом, нежели известные зарубежные модели. В топ-30 популярных моделей на китайском рынке только три автомобиля «рождены» именно в Поднебесной.

Задача № 1

Для китайских властей развитие автопрома является стратегической задачей. В период кризиса на автомобильном рынке, когда мировые производители нашли в лице Китая своеобразную палочку-выручалочку, правительство Китая приложило все усилия, чтобы максимально воспользоваться выпавшей возможностью. Так, китайские автомобилисты получили льготы и субсидии при покупке тех или иных авто (в первую очередь малолитражек).

По задумке властей уже к 2016 году один из местных автопроизводителей должен попасть в топ-10 крупнейших автомобильных компаний мира. Если сейчас большинство авто идут на внутренний рынок, то совсем скоро китайские автопроизводители намерены усиленно покорять мировой авторынок. К примеру, одна из трех крупнейших китайских автомобильных компаний SAIC (кроме того, в топ-3 лидеров входят FAW и Dongfeng) планирует увеличивать экспорт автомобилей собственного производства на 130 % ежегодно, чтобы к 2015-му выйти на показатель экспортных продаж в 800 тыс. автомобилей.

Также китайцы не намерены плестись в хвосте в плане производства автозапчастей и комплектующих. Уже сейчас власти Китая намерены внедрять собственный план по развитию предприятий-поставщиков автокомпонентов. Речь идет о широком перечне — от подшипников и гидравлики до резинотехнических деталей. Планируется, что для этих целей до 30 % финансирования будет осуществляться за счет китайских провинций.

Наступление по всем фронтам

Одновременно с тщательной работой на внутреннем рынке многие китайские производители намерены вкладывать значительные инвестиции за рубеж. В первую очередь планируется приобретение популярных автомобильных марок, которые переживают не лучшие времена, а также покупка акций крупнейших автопроизводителей мира.

Самым громким приобретением китайского автопрома по праву можно считать покупку компанией Geely шведского производителя автомобилей Volvo, переживавшего далеко не лучшие времена в своей истории. В 2010 году компания-производитель одних из наиболее безопасных автомобилей в мире перешла китайцам за $1,8 млрд. Стоит отметить, что в свое время компания Ford, продавшая Volvo, в 1999 году приобрела шведскую компанию за $6,45 млрд. Цена настолько упала по причине того, что практически все это время автопроизводитель оставался убыточным.

Китайцы вдохнули в Volvo новую жизнь, позволив модернизировать ключевые модели, создать новые и даже выпустить несколько неординарных концептов. Как уверяют жители Поднебесной, главная цель для них сейчас — восстановить позиции шведского бренда на мировом рынке автомобилей премиум-класса. В свою очередь, кроме известного имени, компания Geely получила в свое распоряжение права на интеллектуальную собственность. Также компания Ford взяла на себя обязательства помогать китайцам с разработкой новых моделей и технологий.

Еще одной крупной сделкой, совершенной китайской автомобильной компанией, стала покупка Nanjing Automobile (позже поглощенной государственной компанией SAIC) — британского производителя автомобилей MG Rover. Приобретение, оформленное в июле 2005 года, обошлось китайской компании в $104 млн. Китайцы практически сразу наладили производство автомобилей марки в городе Нанкин, а в 2008-м возобновили производство авто MG в Великобритании. Позже, по причине кризиса, производственные мощности в Лонгбридже пришлось приостановить. Возобновить сборку машин на Туманном Альбионе удалось только в 2011 году.

Совсем недавно стало известно о том, что еще один китайский производитель — Dongfeng — намерен приобрести часть акций концерна PSA Peugeot Citroёn. Речь идет приблизительно о 14 % уставного капитала, за которые китайцы готовы заплатить €750 млн. Аналогично планирует поступить французское правительство. При этом существенной доли своих акций лишится семья Пежо, чья часть в компании сократится с 25,4 % до 14 %.

Наблюдательный совет PSA Peugeot Citroёn уже одобрил решение об увеличении капитала компании, что позволит привлечь в общей сложности €3 млрд инвестиций.

Раньше компания Dongfeng выражала желание приобрести 30 % ценных бумаг французского концерна за $1,63 млрд. Стоит отметить, что PSA Peugeot Citroёn и Dongfeng имеют в Китае совместное предприятие.

Черпают за рубежом китайцы не только опыт и технологии, но и человеческие ресурсы, приглашая к себе на работу специалистов с мировым именем. Так, нашумевший седан Qoros, получивший на тестах EuroNCAP максимальные «пять звезд», был создан при участии бывшего главы M-подразделения компании BMW Клауса Шмидта, который отвечал за разработку шасси и двигателя, Роджера Малксуссона из Saab, который занимался безопасностью, и Герта Хильдебранда, дизайнера, положившего начало современному облику марки Mini. Также китайцы не стесняются заказывать дизайн и разработку отдельных узлов именитым европейским компаниям.

Украинский вариант

Несмотря на стагнацию украинского автомобильного рынка, который после мирового кризиса не может оправиться от стремительного падения, китайские автопроизводители и здесь постепенно наращивают свое присутствие. Причем некоторые бренды готовы побороться с некогда бессменными лидерами украинского авторынка — российскими ВАЗами и местными ЗАЗами. Сейчас наблюдается вторая волна прихода китайских брендов в Украину. В отличие от докризисного периода, когда автопроизводители из Поднебесной появлялись как грибы после дождя, сейчас выкристаллизовывается определенный костяк китайских марок, которые, судя по всему, пришли всерьез и надолго.

Рецептов у производителей из Поднебесной в украинских реалиях несколько. Во-первых, в свете прошлогодней смены законодательства относительно введения дополнительных импортных пошлин на самые популярные модели и утилизационного сбора китайцы единственными из всех производителей заговорили о готовности наладить сборку своих автомобилей в Украине. Более того, некоторые из них уже приступили к сборке самых популярных моделей на мощностях Кременчугского автосборочного завода и автомобильного завода корпорации «Богдан» в Черкассах. В данный момент на украинских автопредприятиях производят автомобили марок Geely, JAC, Lifan и Great Wall. Имеется также пример кооперации между украинским АвтоЗАЗ и компанией Chery: производимая на Запорожском автозаводе модель ЗАЗ Forza является не чем иным, как перелицованной версией модели Chery A13.

Во-вторых, в самом доступном ценовом сегменте, который пользуется у украинцев наибольшим спросом, китайские производители при сравнимой цене предлагают более богатое оснащение и более качественную сборку, чем крупнейший российский автопроизводитель. Кроме того, в последнее время китайцы в некоторой мере решили вопрос с нехваткой комплектующих, который ранее остро стоял перед владельцами авто из Поднебесной. И, наконец, китайцы не планируют ограничиваться исключительно бюджетными моделями, предлагая интересные новинки и для более требовательных и искушенных водителей.

В целом, очевидно, что китайский автопром настроен на серьезную борьбу за место под солнцем на мировом авторынке, учитывая, что «сражение» на внутренней арене прошло практически в режиме «игры в одни ворота». Для мировой экспансии у производителей из Поднебесной имеется значительный потенциал, а также несколько беспроигрышных решений. Вполне вероятно, что в ближайшие годы мир станет свидетелем настоящего прорыва китайских автопроизводителей, которые постепенно расширяют модельный ряд, улучшают качество сборки в целом и проработки деталей, приглашают все больше иностранных специалистов в ключевые проекты.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж