Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Какая экология лучше? | director.com.ua

Какая экология лучше?

Автор статьи: 

Иван КУЗЬМЕНКО

Заглавное изображение: 

Совершая ежедневный вояж из дома на работу и обратно в своем автомобиле с традиционным двигателем внутреннего сгорания, вы, возможно, даже не догадываетесь о том, что на другом конце света разворачивается настоящая экологическая война. Война, в которой, к счастью, не будет человеческих жертв, но победители и проигравшие определятся со временем

Обороты «зеленых» технологий

Мировой автопром довольно давно пришел к мысли, что вопрос экологии в будущем будет ставиться все более остро. Постепенно ужесточающиеся экологические нормы, запрет на въезд в центр города для традиционных машин, льготы при покупке «зеленых» авто — все это говорит о том, что забота об окружающей среде выходит на первый план. К тому же запасы нефти в мире не бесконечны.

Есть во всем этом и довольно неожиданный момент. Американские исследователи из университетов Индианы и Канзаса уверены, что пристальное внимание к стремительно набирающим обороты «зеленым» технологиям свидетельствует вовсе не о заботе стран, поддерживающих данные начинания местных производителей, об экологии, а о желании оживить экономику, создать рабочие места и укрепить доминирование на рынке.

Как бы там ни было, на данный момент для производителей имеется три возможных варианта развития собственных экологичных и экономичных автомобилей: гибридные автомобили, электрокары или автомобили, использующие водородное топливо. У каждого из них — свои преимущества и недостатки. Соответственно, каждая автомобильная компания делает выводы для себя и выбирает именно тот вариант «зеленого» авто, который считает наиболее рациональным.

Экономичность и скорость

Наиболее часто используемым вариантом среди производителей на сегодняшний день являются гибридные автомобили. Пожалуй, проще назвать мировых производителей, у которых пока нет в арсенале подобных машин, чем перечислять тех, кто взял на вооружение технологии, объединившие в одно целое двигатель внутреннего сгорания и электромотор.

Преимуществ у данной схемы более чем достаточно. Она самая простая в разработке, что автоматически делает ее наиболее доступной из предлагаемых на рынке экологичных вариантов автомобилей. Она предлагает довольно ощутимую экономию топлива, в большинстве случаев все зависит от стиля вождения водителя. Кроме того, она полностью подпадает под определение «зеленой» технологии, поскольку обеспечивает низкий уровень выбросов углекислоты в атмосферу.

Стоит отметить, что для гибридных автомобилей в разных странах существуют определенные льготы в виде низких налогов. Примечательно, что и в Украине существует подобная практика. Так, гибридные автомобили не попадают под действие дополнительных таможенных пошлин на иномарки, несмотря на то, что объем их двигателя внутреннего сгорания зачастую соответствует объему, который, согласно закону, должен облагаться спецсбором.

О том, что гибридные автомобили наиболее востребованы среди производителей «зеленых» автомобилей, свидетельствуют продажи. Безоговорочным автолидером здесь является Toyota: за период с 2000 по 2012 годы японцы только на американском рынке продали 2,7 млн гибридов. К 2016 году компания планирует довести данный показатель до 5 млн. Стоит отметить, что указанной цифры на глобальном рынке японцы уже достигли, при этом производитель уверяет, что с момента старта продаж и до сегодняшнего дня гибриды компании Toyota сэкономили почти 12 млрд литров бензина. Другие производители пока не могут похвастаться столь внушительными результатами, но и их успехи на данном поприще не за горами.

Интересно, что в последнее время гибридные технологии получили несколько иное развитие, чем было ранее. Постепенно набирает популярности вариант с парой электромотор – дизельный мотор, в отличие от бензинового мотора в гибридной паре, доминировавшего ранее. К тому же в сторону гибридов стали все чаще посматривать производители суперкаров. Причем, речь в последнем случае идет об автомобилях, которые благодаря использованию гибридных технологий могут обеспечить машине не только расход топлива в 2,5–3 литра на 100 км пути, но и реактивную динамику, в некоторых случаях менее 3 секунд от 0 до 100 км/час.

Электропремиум

Вторым по распространенности на сегодняшний день является вариант автомобиля исключительно с электромотором. Пока немного производителей решили воспользоваться означенной схемой, впрочем, именно с электрокарами решили связать свое будущее производители из премиум-сегмента.

Одним из главных препятствий на пути стремительного распространения электромобилей в массы является незначительный запас хода на одной зарядке: предлагаемые ныне на рынке электромобили можно использовать лишь для коротких поездок по городу. Каких-либо позитивных сдвигов можно будет ожидать только после того, как аккумуляторы для электрокаров станут максимально емкими, при этом их стоимость будет невысокой. Это позволит не только снизить цену самого электрокара, но и даст возможность потенциальным покупателям не акцентировать свое внимание на том, во сколько обойдется периодическая замена аккумуляторных батарей, ведь сейчас в среднем комплект «батареек» для электромобиля стоит несколько тысяч долларов.

В данный момент именно цена электрокара останавливает потенциальных владельцев от приобретения подобного рода авто. Пока ситуация такова, что разница в стоимости между электрокаром и автомобилем с двигателем внутреннего сгорания настолько ощутима, что экономия на бензине в данном случае выглядит довольно нелепо.

Также производителей от ставки на электрокары сдерживает тот факт, что далеко не везде существует инфраструктура, необходимая для обслуживания электрокаров, в первую очередь специальные подзарядные станции. Хотя данный вопрос стоит не столь остро. Как показывает практика штата Калифорния, США, при желании и необходимом финансировании можно организовать и не такое. Кроме того, большинство электрокаров возможно подзаряжать от обычной бытовой розетки.

Первым массовым электромобилем должен был стать японский Nissan Leaf, который должен был появиться едва ли не в каждой американской, японской и европейской семье. Впрочем, на начало 2013 года парк японских электромобилей по всему миру составил только 55 тыс. экземпляров, что тоже являет собой довольно неплохой результат.

На украинском рынке Nissan Leaf пока не представлен, но при желании электромобиль можно приобрести и у нас, вот только стоит сразу сделать скидку на то, что в суровую зиму нужно быть готовым к любым сюрпризам со стороны аккумуляторов. Ныне несколько автомобилей на «батарейках» трудятся в корпоративных парках украинских компаний.

Конкурентная гонка

Третьим вариантом борьбы за экологию может стать водородный автомобиль, точнее автомобиль, работающий на топливных ячейках, в которых водород используется для выработки электроэнергии. Данный вариант «зеленого» авто пока является наименее распространенным среди производителей, в свете того что подобные технологии являются наиболее дорогостоящими, к тому же сама конструкция топливных ячеек требует дополнительного пространства в автомобиле, и в жертву приходится приносить объем багажного отделения.

Тем не менее, несмотря на все препятствия, производители не собираются отказываться от планов сборки экологичных и экономичных автомобилей. Из европейских производителей о своих амбициозных планах захвата рынка гибридных автомобилей уже заявила компания Renault. Французы заручились финансовой поддержкой Еврокомиссии, которая готова предоставить производителю €20,5 млн на разработку гибридной дизель-электрической силовой установки, а также силовой пары с возможностью подзарядки от обычной бытовой розетки. €3,8 млн из данной суммы Renault получит в качестве гранта, еще €3,4 млн пойдут на технические исследования, а оставшиеся €13,1 млн французы потратят на экспериментальные разработки.

Свои первые гибридные автомобили компания Renault планирует запустить в производство в 2020 году. Первой гибридной моделью, скорее всего, станет минивэн Espace нового поколения, прототип которого дебютировал на Франкфуртском автосалоне в этом году.

Примечательно, что до сих пор в линейке производителя не было ни одного гибридного автомобиля, но есть сразу несколько электромобилей. С чем связан такой резкий разворот, точно сказать сложно, но, вероятно, в Renault видят перспективу массового распространения гибридов более привлекательной и менее дорогостоящей, чем разработку электромобилей. Кроме того, французы намерены занять нишу недорогих гибридных автомобилей, которых на данный момент на рынке практически нет, представив бюджетную версию гибрида под маркой Dacia.

О своих гибридных планах также заявили японские производители Mazda и Honda. Первая планирует выпускать гибридную версию модели Mazda 3 нового поколения, которая и без того, благодаря технологиям SkyActiv, может похвастаться завидным расходом топлива и низкими выбросами вредных веществ в атмосферу. В гибридном варианте модель Mazda 3 получит двухлитровый четырехцилиндровый бензиновый мотор, который будет работать в одной упряжке с электромотором и бесступенчатым вариатором. Это трио будет обеспечивать новинке расход топлива в 3,2 литра на 100 км пути. Пока такой автомобиль будет предлагаться для внутреннего рынка.

Компания Honda, в свою очередь, представит недорогой вариант гибрида на базе модели Accord. Чтобы снизить стоимость седана, японцы решили отказаться от возможности подзарядки аккумуляторных батарей от обычной бытовой розетки. В результате цена Honda Accord с гибридной силовой установкой, но без «розетки» на рынке США может составить на 10 тыс. меньше, чем аналогичный вариант с возможностью подзарядки от бытовой электросети. В городском цикле такой бизнес-седан с 199-сильным гибридным мотором будет расходовать в городском цикле около 5,2 литра топлива на 100 км пути.

Водородная перспектива

Впрочем, рынок рынку рознь. Если в Японии и США гибридные автомобили пользуются завидным спросом, то европейский покупатель в этом плане более требовательный. Так, той же компании Honda приходится отказываться от продаж гибридов CR-Z и Insight в Старом Свете из-за низкого спроса. Тем не менее японцы уверены, что проблема здесь вовсе не в гибридах, просто данные модели оказались не совсем удачными для европейцев, к тому же автомобильный рынок Европы переживает не лучшие времена: за первые 9 месяцев текущего года продажи новых автомобилей здесь сократились на 3,9 %.

В 2015 году Honda планирует представить в Европе гибридный суперкар NSX и новое поколение компактвэна Jazz с гибридной силовой установкой.

Достаточно оптимистичны прогнозы производителей и относительно популярности электромобилей. К примеру, компании BMW, только в сентябре представившей свою новинку под названием i3, возможно, придется увеличить производство компактного премиального электрокара по причине высокого спроса. Так, с момента начала приема заказов владельцами новой баварской модели изъявили желание стать около 8 тыс. человек. Продажи BMW i3 стартуют в ноябре, и баварцы планируют продать более 10 тыс. авто.

Не останутся позади планеты всей в будущем и водородные автомобили. В этом уверены в компании Toyota, пообещав к 2015 году начать продажи подобного рода авто. По мнению японцев, именно водородные машины являются одной из лучших перспектив будущего транспорта. В то время как электромобили требуют длительного времени для подзарядки, авто, работающие на водородном топливе, заряжаются за три минуты. Кроме того, последние не имеют такого четкого ограничения запаса хода в 100–200 км и могут без подзарядки проехать расстояние, соизмеримое с тем, какое возможно одолеть на традиционных авто с ДВС, — порядка 500 км. Только цена новинки будет довольно высокой — на рынке США новинка будет стоить от $50–60 тыс.

Туманное будущее

Примечательно, что не все производители разделяют оптимизм означенных компаний относительно перспектив развития гибридов и электрокаров. Концерны Fiat и Chrysler планируют свернуть финансирование и развитие программ по разработке автомобилей с электрическими и гибридными силовыми установками, поскольку, по мнению представителей компаний, гибридные и электрические авто в ближайшие 10 лет не станут настолько доступными, чтобы их стали массово покупать. В Fiat и Chrysler уверены, что покупатели не готовы пока менять свои привычки и ради снижения выбросов вредных веществ в атмосферу платить большие деньги за «зеленые» автомобили.

Интересно, что у компаний в арсенале имеется всего один подобный автомобиль — электрическая версия миникара Fiat 500, получившая в названии приставку «е». Данный автомобиль продается только в Калифорнии, причем, по состоянию на середину июня 2013 года все электрокары Fiat 500e, по словам производителя, были распроданы на год вперед. При этом «зеленый» вариант малыша стоит практически в два раза дороже своего бензинового аналога.

В целом, перспектива того, что гибридные и электрические автомобили, а тем более водородные, совсем скоро станут «народными», на сегодняшний день довольно туманна, если говорить только о ближайших годах. Если же размышлять о более отдаленной перспективе, то, скорее всего, обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания через десяток лет станут чем-то сродни стационарному телефону в эпоху смартфонов.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж