Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Климат-контроль: погода по расписанию | director.com.ua

Климат-контроль: погода по расписанию

Автор статьи: 

Иван КУЗЬМЕНКО

Заглавное изображение: 

Современный автомобиль уже сложно представить без всевозможных помощников, которые делают передвижение пассажиров из пункта А в пункт Б максимально безопасным, комфортным и быстрым. С приходом весны, особенно лета, для большинства поездок на автомобиле актуальным станет вопрос борьбы с жарой в салоне. Если раньше в машинах можно было рассчитывать исключительно на помощь кондиционера, то сейчас водители все чаще выбирают модели с автоматическим климат-контролем, давая возможность электронике полностью управлять микроклиматом в салоне транспортного средства

Современные системы климат-контроля в автомобиле включают в себя целый комплекс устройств, обеспечивающих комфортную температуру внутри него. Климатическая установка состоит из: собственно кондиционера, отопительной системы, системы фильтрации, специальных датчиков, а также электронного блока управления климатом, который заставляет вышеперечисленные устройства работать как одно целое.

Главное отличие климат-контроля от более распространенного кондиционера — способность первого поддерживать заданную водителем или пассажирами температуру. Современные климатические установки способны поддерживать в машине температуру в диапазоне от 16 до 30 градусов тепла (оптимальной для большинства водителей является температура 20–22 градуса). Многие производители предлагают двухзонные и даже четырехзонные климатические установки, т. е. пассажиры переднего и заднего рядов могут настроить отдельно подходящую им температуру.

Немного истории

Но так было далеко не всегда. В советские времена, например, в качестве кондиционера автомобилисты использовали открытые окна, а зимой — печки-буржуйки, газовые лампы с конных экипажей, но в итоге пришли к применению в качестве отопителя тепла от двигателя. Более всего стала востребованной схема, когда под переднюю панель ставился дополнительный радиатор и вентилятор для его обдува. Первыми массовыми автомобилями со стационарной печкой в 1930-х годах стали машины концерна General Motors.

Первые системы охлаждения воздуха в салоне авто также поступили в Европу из Америки. Впрочем, автором самого устройства был француз Жан Шабассен, который в 1815 году запатентовал прообраз кондиционера — компрессор, нагнетающий хладагент; радиатор, где сжатый хладагент отдает тепло в атмосферу; и испаритель, расширяясь в котором, хладагент генерирует прохладу.

Изначально кондиционер был очень массивным: первые образцы, устанавливаемые на американские машины, могли занимать половину багажного пространства. Только в 1950-х годах кондиционер удалось уменьшить до приемлемых размеров и разместить на привычном для него сейчас месте под передней панелью.

Первые полноценные климатические установки в автомобилях, в автоматическом режиме регулирующие температуру в салоне, появились в 1964-м на машинах марки Cadillac. В Европу климат-контроль «добрался» значительно позже: первыми начали баловать своих клиентов климатическим комфортом представители марки Mercedes-Benz.

В 1979-м климат-контроль стали предлагать покупателям седанов S-класса. Немного позже на этой же модели дебютировал первый раздельный климат-контроль для водителя и переднего пассажира.

Первые двухзонные климатические установки для переднего и заднего ряда сидений появились в Японии. Специалисты из страны Восходящего солнца с 1991 года стали комплектовать седаны Toyota Crown Majesta раздельным климат-контролем.

Подводные камни

В данный момент на украинском рынке доля автомобилей с климатической установкой составляет в среднем 50 %. По словам специалиста по маркетингу отдела легковых автомобилей марки Volkswagen, ООО «Порше Украина», Максима Михедова, доля автомобилей немецкой марки, продаваемых в Украине с климат-контролем, составляет 54 %. При этом большинство покупателей четко понимают разницу между кондиционером и климат-контролем.

Тем не менее, наличие в машине автоматического управления отопителем не гарантирует климатический комфорт в нем. Дело в том, что его эффективность зависит не столько от премиальности бренда или цены авто, сколько от устройства самой климатической установки.

В первую очередь, эффективность работы климат-контроля зависит от количества датчиков, фиксирующих температуру в салоне, а также их размещения. Например, на первых ВАЗах с автоматическим управлением отопителем устанавливался всего один датчик температуры, который не мог адекватно оценить микроклимат внутри всей машины. Для сравнения: в современных климатических установках, используемых в автомобилях Lexus, количество датчиков достигает шести, причем монтируются они на разной высоте и в разных частях авто.

Кстати, в продвинутых системах климат-контроля может учитываться не только температура воздуха в машине, но и степень освещенности ее салона лучами солнца. Кроме того, например, в климатических системах Climatronic, устанавливаемых на автомобили Volkswagen, есть дополнительный датчик, отслеживающий качество наружного воздуха и при необходимости переводящий работу системы в режим рециркуляции.

Качество работы климатической установки зависит также от алгоритма работы автоматического управления системой. Цена машины здесь зачастую играет главную роль. Так, на недорогих авто климат-контроль начинает гнать холодный воздух сразу после запуска мотора, тогда как на более новых системах изначально включается слабый обдув, который направляется на стекла, ликвидируя их запотевание или обмерзание, и только после прогрева мотора теплый воздух подается через дефлекторы на пассажиров.

Важно также помнить, что на многих автомобилях отопитель и кондиционер в климатической установке в режиме Auto могут работать одновременно, чтобы не допустить запотевание стекол в дождливую погоду. Поэтому, если хотите сэкономить лишние литры топлива, перейдите на ручное управление.

Еще одна особенность климатической установки — тот факт, что система не только может автоматически управлять заслонками кондиционера, но и умеет выбирать направление циркуляции воздушных потоков таким образом, чтобы не навредить здоровью водителя и пассажиров.

Зональность или миф?

Многие производители предлагают климатические установки с несколькими зонами микроклимата. В данный момент на рынке присутствуют автомобили с двух- и четырехзонным климат-контролем. Но далеко не всегда удается достичь желаемой зонности, в силу все тех же особенностей конструкции самой установки.

Если датчиков в салоне недостаточное количество, то поддерживать отдельную температуру для разных зон даже самой «продвинутой» системе будет весьма сложно. К тому же, имеет значение расположение самих воздуховодов системы климат-контроля и их длина, а также количество радиаторов отопителя. Немаловажны также форма сопел и то, как воздуховоды стыкуются с днищем автомобиля: ноги пассажиров будут мерзнуть, если «печка» дует в уступ или, хуже того, в закраину резинового коврика. Когда в задней части салона машины вмонтирована вторая полноценная климатическая установка с собственным испарителем кондиционера и радиатором отопителя, имеет смысл доплатить за двухзонный климат-контроль. Если же за весь салон отвечает одна установка, то пользы разделение на зоны не принесет. Но и здесь могут быть варианты.

Например, если климатическая установка расположена по центру автомобиля, как в некоторых моделях минивэнов, количество воздуховодов велико, а сами они имеют небольшую длину, то такой климат-контроль и в одиночку справится с двумя зонами микроклимата. Если же испаритель кондиционера и радиатор отопителя расположить традиционно спереди, а воздуховоды сделать очень длинными, то пассажирам второго, не говоря уже о третьем ряде, думать о комфортной температуре в салоне не придется.

Интересно, что провести какую-то параллель между ценой машины и эффективностью климатической установки невозможно. Ведь даже в очень дорогих авто марки Mercedes-Benz двухзонность климатической установки достигается лишь монтированием дополнительного вентилятора в задней части салона. Несколько слов стоит сказать и о фирменных названиях климатических установок разных производителей. Если в названии фигурирует слово «Climat» — это абсолютно не означает, что речь идет именно о климатической установке с автоматическим управлением. Здесь также нужно быть внимательным.

Например, компания Mercedes-Benz предлагает для своих моделей такие системы, как Thermatic — двухзонный климат-контроль, а Thermotronic — трех- или четырехзонный. Автомобили Volkswagen предлагаются с Climatic — обычным кондиционером, а также с Climatronic — полноценной климатической установкой.

Эксплуатация климат-контроля

Водителям следует помнить о том, что полностью полагаться на технику в любом случае не стоит, поскольку она не знакома с законами физики и не может самостоятельно перекрывать дефлекторы, подавая воздушные потоки в ту или иную часть салона. Другими словами, даже если в машине имеется климат-контроль с автоматическим управлением, им все равно нужно уметь пользоваться, в том числе учитывая особенности его конструкции.

Первое — важно не злоупотреблять рециркуляцией воздуха. Если пользоваться ею без режима охлаждения — может произойти запотевание стекол, а влага, выделяемая пассажирами при дыхании, сконденсируется на испарителе, что в дальнейшем приведет к возникновению неприятного запаха в машине.

Второе — в жаркое время года, перед тем как включить климатическую установку в автомобиле, долго простоявшем на жаре, нужно открыть его двери, чтобы температура внутри и снаружи сравнялась. Затем климат-контроль необходимо включить на максимальную мощность в режиме рециркуляции, а люк и двери авто закрыть. Находиться в этот период в машине нежелательно.

Третье — во время движения авто и работы климатической установки не рекомендуется открывать окна или люк, поскольку могут возникнуть изменения в показаниях датчиков температуры и климат-контроль будет работать некорректно.

В целом, при выборе автомобиля с климат-контролем, если вы действительно хотите эффективной работы системы и комфортного микроклимата, целесообразно обратить внимание на особенности конструкции климатической установки, а также не надеяться исключительно на электронику.

Комментарии

Ярослав Вовк,
директор Департамента маркетинга и рекламы
компании «Торговый дом «НИКО»,
официального импортера Mitsubishi Motors в Украине

Рассуждая о модельном ряде Mitsubishi, следует отметить, что все автомобили оснащены стандартными фирменными кондиционерами и климатическим оборудованием. В 2011 году доля авто данной марки с функцией климат-контроля составила 66 %. Чаще всего в начальной комплектации предлагается машина с кондиционером, а в последующих установлен климат-контроль. Некоторые покупатели не знают о различиях между климат-контролем и кондиционером.
В таком случае детальную информацию о функциях этих систем они получают у продавца-консультанта в салоне.

Максим Михедов,
специалист по маркетингу отдела легковых автомобилей
марки Volkswagen ООО «Порше Украина»

На сегодняшний день в арсенале бренда есть две климатические установки — Climatic и Climatronic. Полуавтоматический кондиционер Climatic позволяет водителю по отдельности регулировать температуру, распределение воздуха и скорость вращения вентилятора. В данном кондиционере предусмотрены салонные фильтры, вентилятор с различными скоростями и режим рециркуляции воздуха. При использовании системы Climatic весь салон представляет собой единую климатическую зону.
Помимо Climatic, две системы обеспечивают раздельное автоматическое регулирование в нескольких зонах салона. Система 2C-Climatronic обеспечивает регулирование в двух зонах: водитель и пассажир переднего сидения могут независимо друг от друга регулировать температуру, а система 4C-Climatronic — в четырех зонах (водитель, пассажир переднего сидения и оба пассажира заднего сидения могут самостоятельно регулировать климатические настройки). Обе системы способны регулировать температуру воздуха в диапазоне от 16 до 29,5 °C. Для салона легковых автомобилей Volkswаgen не типичны фразы: «Душно», «Жарко» или «Как-то здесь чересчур свежо».
Именно благодаря автоматической системе климат-контроля Climatronic проблема регулировки температуры в салоне для Volkswagen не актуальна. Достаточно нажать лишь одну кнопку, чтобы создать желаемый микроклимат. Температура, подача и распределение воздуха настраиваются индивидуально. Каждый пассажир может создать комфортный для него микроклимат. Установленная температура отображается на дисплее с точностью 0,5 градуса и постоянно поддерживается.
Кроме того, специальный датчик отслеживает качество наружного воздуха: при необходимости по сигналу от него система автоматически переключается в режим рециркуляции. Очистка воздуха от пыли производится в фильтре с активированным углем, а в вещевой ящик подается охлажденный воздух. Еще одним неоспоримым преимуществом Сlimatronic является то, что если автомобиль оснащается электрообогревом лобового стекла, то включать/выключать систему можно той же клавишей, которая предназначена для управления им.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж