Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Стабильная перспектива | director.com.ua

Стабильная перспектива

Автор статьи: 

Иван КУЗЬМЕНКО

Заглавное изображение: 

Итоги автомобильного 2013 года обещают быть довольно интересными. Уходящий год может стать рекордным по продажам новых автомобилей в мире. При этом эксперты сходятся во мнении, что и 2014-й порадует стабильными продажами. Впрочем, такая радужная тенденция как в настоящем, так и в будущем году будет характерна не для всех рынков...

Ожидается, что в 2013 году владельцами новых авто по всему миру станут около 71 млн автолюбителей, что на 3,5 % больше показателя прошлого года. Что же касается производителей, то тройка лидеров останется неизменной. Борьба за первую позицию будет очень напряженной, и в итоге лидера автопрома от второго номера отделят всего порядка 50 тыс. автомобилей. Тем не менее практически никто не сомневается в том, что «золото» достанется японской компании Toyota (9,75 млн авто), за ней следует по пятам General Motors (9,7 млн авто), а третье место на свое­образном подиуме займет Volkswagen (9,6 млн авто)

Особенности Поднебесной

Порядка 71 млн автомобилей распределится по всему миру довольно неравномерно. Если Китай и США демонстрируют завидный рост продаж новых авто, то в Старом Свете дела идут с переменным успехом.

В Поднебесной рост автопродаж наблюдается месяц за месяцем. Некоторый спад был зафиксирован в мае и августе на фоне прогнозов ослабления темпов роста ВВП страны, а также территориального спора между Китаем и Японией. В другие месяцы прирост продаж составлял в среднем около 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Ежемесячно в Китае владельцами новых авто становятся приблизительно 1,5 млн автолюбителей.

При этом нужно учитывать факт искусственного сдерживания спроса на авто в китайских мегаполисах. Из-за постоянно ухудшающейся экологической ситуации в крупных городах власти вынуждены вводить квотирование на номерные знаки. Доходит до того, что стоимость автомобильного номера на аукционе может сравняться со стоимостью самой машины. В Пекине, к примеру, в последующие четыре года будут выдавать лишь по 150 тыс. автомобильных номеров ежегодно.

Экологии — зеленый свет

Для автомобилей с гибридными силовыми установками и электромобилей будут сделаны исключения. Данная тенденция полностью совпадает с расчетами специалистов. Эксперты видят огромные возможности для распространения электромобилей на китайском авторынке. Как заявил на Франкфуртском автосалоне – 2013 глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, будущее электромобилей зависит от Китая, где «находится 16 из 20-ти самых густонаселенных городов мира. Власти могут установить соответствующие правила, и потребители будут покупать электромобили», — сказал он. Чем они, собственно, и занялись.

Летом 2012 года руководство страны поставило перед китайской промышленностью цель: к 2020 году довести производство электромобилей и гибридов до 2 млн в год. В начале 2013-го местная компания Wanxiang Group приобрела обанкротившегося производителя батарей A123 Systems. В 2015-м Nissan планирует вместе со своим китайс­ким партнером Dongfeng начать производство электромобилей в Китае. Renault также готовится запустить собственное производство электромобилей в стране примерно в то же время.

Что касается автомобилей с традиционными двигателями внутреннего сгорания, то эксперты прогнозируют, что с каждым годом конкуренция на автомобильном рынке Китая среди производителей будет усиливаться. Концерны Volkswagen и General Motors уже заявили о своих планах увеличения доли на местном рынке, при этом потерять часть клиентов должны, по мнению американцев и немцев, японские производители. Ожидается, что до конца 2013 года «народный» производитель сумеет продать в Китае порядка 2,7 млн авто, в свою очередь, GM — около 2,65 млн.

Японцы же, судя по всему, сдаваться без боя не намерены. Сразу после некоторой нормализации протестных настроений представители Страны восходящего солнца сумели значительно нарастить свое присутствие в Китае: только в сентябре компания Honda увеличила продажи своих авто на китайском рынке в два раза, Toyota — на 63 %, Nissan — на 83 %.

Американский консерватизм

В США автомобильный год также не складывался гладко. Несмотря на стабильный спрос на новые автомобили среди американцев, на местном рынке также ощущались значимые колебания. Не в последнюю очередь некоторое ослабление рынка было связано с финансовым кризисом, который отправил в неоплачиваемые отпуска большинство работников государственного аппарата.

Ожидается, что к концу года в США будет продано около 16 млн автомобилей, что существенно превышает показатель 2012-го, когда владельцами новых авто стали порядка 14,5 млн американцев. Только компания Toyota планирует реализовать на рынке США 2,25 млн автомобилей, причем изначально японцы рассчитывали на показатель в 2 млн машин, но в августе текущего года скорректировали собственный прогноз.

Примечательно, что в своих автомобильных предпочтениях американцы остаются довольно консервативными: несмотря на постепенный отказ от прожорливых автомобилей и некоторый крен в сторону более экологичных авто, лидерами хит-парадов продаж новых машин в США являются местные автомобильные компании. Впрочем, если раньше бессменным лидером был концерн General Motors, то сейчас первую строчку в рейтинге продаж занял Ford. Дальше с небольшим отрывом от второго места следует компания Toyota. Четвертое и пятое места достались также японским автопроизводителям — Honda и Nissan, хотя их показатели заметно отличаются от показателей лидирующей тройки.

Европа пасет задних

Европа, пожалуй, единственная из ключевых автомобильных рынков продемонстрировала в 2013 году падение продаж новых авто. Впрочем, стагнация европейского авторынка продолжается уже не первый год, и, судя по всему, выход из затянувшего кризиса наметится только в следующем году, хотя прирост продаж и будет довольно незначительным. Тем не менее уже осенью 2013 года, впервые с 2011-го, европейские автодилеры зафиксировали увеличение спроса на новые автомобили.

В течение всего уходящего года продажи новых авто оставались достаточно нестабильными: с одной стороны, некоторые страны демонстрировали снижение спроса в диапазоне 5–8 %, с другой — Испания и Великобритания могли похвастаться увеличением продаж от 1 до 10 %, причем испанский рынок в октябре, к примеру, вырос сразу на 34,4 %. Этот феномен в Испании обусловлен тем, что правительство ввело скидки в размере €2000 на покупку старых моделей авто.

Среди самых популярных марок в Европе уже традиционно лидирует Volkswagen. Широкий выбор моделей в разных ценовых категориях и наличие в линейке бессменных бестселлеров гарантируют немцам стабильный прирост продаж. Не пасет задних в Европе и американская компания Ford, уверенно разместившаяся на второй позиции. Замыкает тройку лидеров Opel, продажи которого, как и у Ford, практически в два раза ниже показателя продаж «народных» автомобилей.

Примечательно, что в Европе некоторым производителям удалось в это непростое время значительно нарастить объемы продаж, причем речь идет о далеко не самых популярных марках авто всего несколько лет назад. Так, компании Dacia удалось продемонстрировать положительную динамику выше 20 %, а Mazda и Seat, которым вообще предрекали скорую кончину, отметились приростом продаж в 11 и 10,4 % соответственно.

Угрозы и опасения по-украински

Отечественный автомобильный рынок на данном фоне выглядит совсем иначе. Мало того, что конъюнктура рынка в целом, а также общее состояние экономики страны и ухудшающиеся потребительские настроения населения не предвещали скорого выхода из кризиса, ко всему этому подключились и внутренние законодательные особенности, поспособствовавшие рваной динамике автопродаж.

Украинский автомобильный рынок то подогревался слухами о скором повышении пошлин на иномарки и введении утилизационного сбора, что должно было привести к росту цен на авто, то практически останавливался после введения проанонсированных новшеств. В определенный момент импортеры вынуждены были вовсе прекратить ввоз автомобилей в Украину. Если до августа 2013 года спрос на новые машины еще сохранялся, то уже в сентябре–октябре авторынок скоропостижно «рухнул».

Автомобильным дилерам приходилось прибегать к всевозможным ухищрениям, начиная с наращивания складов автомобилей, ввезенных по старым правилам, и заканчивая удержанием цен на авто за счет собственных ресурсов. Только благодаря этому участникам рынка удавалось демонстрировать хоть какие-то показатели продаж.

Впрочем, все это касается, в основном, импортеров. Производители автомобилей в Украине воспользовались сложившейся ситуацией сполна. Впервые компания ЗАЗ стала лидером продаж по итогам практически всего года, в первую очередь, благодаря низкой цене на свою продукцию, которая не облагается никакими пошлинами. Кроме того, для производителей были введены некоторые преференции относительно утилизационного сбора, точнее согласно законодательству их освободили от уплаты экологического налога, поскольку данные предприятия создали у себя пункты приема и разборки для утилизации старых авто.

Во многом благодаря данному факту, а также выходу на рынок сразу двух привлекательных моделей — Rapid и Octavia нового поколения — по итогам октября 2013 года компании Skoda удалось нарастить продажи сразу на 76 % и обосноваться на втором месте в рейтинге автомобильных продаж в Украине. Кроме того, стабильно пользуются спросом среди украинцев автомобили марки Hyundai, что позволило корейцам занять третье место среди лидеров продаж, но здесь речь уже идет не о производителе, а об импортере.

Китайцы наступают

На данном фоне в лидеры автомобильных предпочтений среди украинских автомобилистов стали выходить китайские производители. Так, компании Geely по итогам 10 месяцев 2013 года удалось продать на украинском рынке около 12 тыс. авто. Благодаря удачной ценовой политике китайские компании уверенно потеснили автомобили российского автопрома, которые при адекватной цене обладают менее богатым оснащением, нежели китайские модели. Стоит отметить, что украинцы решили отказываться от продукции российского автогиганта — в рейтинге продаж в Украине АвтоВАЗ опустился со второго места (ранее российский автопроизводитель и вовсе был лидером продаж) на одиннадцатое.

Тем не менее в данном случае важен все-таки несколько иной момент, а именно — совокупный результат продаж всех участников рынка, который, кстати, оставляет желать лучшего: по результатам года падение спроса на новые автомобили составит около 5 % по сравнению с не самым удачным 2012 годом. В количественном выражении это будет не более 200 тыс. автомобилей.

Примечательно также, что тенденция к снижению практически не коснулась украинского премиум-сегмента. Это и неудивительно, ведь в нашей стране экономические проб­лемы данной ценовой категории касаются значительно меньше, чем сегмента массовых автомобилей. Для людей, приобретающих премиум-авто, цена не имеет большого значения. Если весь автомобильный рынок в Украине упадет на 5 %, то премиум-сегмент наоборот планирует нарастить продажи более чем на 5 %.

Лидирует в украинском премиум-сегменте компания Mercedes-Benz. Существенному оживлению продаж автомобилей немецкой марки поспособствовало новое поколение седана S-класса, которое будет задавать моду в своей категории в ближайшие годы, а также внедорожники «звездного» производителя, пользующиеся завидным спросом среди украинцев. Далее расположились Audi и BMW. Баварцы рассчитывают на существенный приток клиентов с выходом новой генерации легендарного внедорожника BMW X5.

2013 год для ключевых автомобильных рынков мира складывается по-разному. В то время как Китай и США продолжают наращивать продажи, Европе приходится рассчитывать лишь на незначительную позитивную динамику. Что касается украинского авторынка, то как в этом, так и в следующем году отечественным продавцам вряд ли удастся прорваться за рамки 200–230 тыс. автомобилей, не говоря уже о докризисных 600 тыс.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж