Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Стремительное наступление дизеля | director.com.ua

Стремительное наступление дизеля

Автор статьи: 

Иван КУЗЬМЕНКО

Заглавное изображение: 

Популярность автомобилей с дизельными моторами в Европе стремительно возрастает уже не первый год. Преимущества машин на «тяжелом» топливе для рядового европейца очевидны — экологичность и экономичность. Что касается украинцев, то первым фактором их пока не прельстишь, а со вторым, как и полагается для отечественных реалий, не все так однозначно. Попробуем разобраться в том, почему жители Украины массово не пересели на авто с дизельными двигателями

Европейский пример

Стабильный спрос на дизельные автомобили в Старом Свете обусловлен комплексом различных факторов, которые в последнее время стали особенно актуальными. Машины с дизельными двигателями потребляют в среднем на 40 % меньше горючего, чем бензиновые аналоги с прямым впрыском топлива, что в условиях постоянно растущих цен на нефтепродукты становится ключевым преимуществом. Кроме того, стоимость дизельного топлива на стелах автозаправочных станций ниже стоимости бензина копеек на 50–60, что заставляет все большее число автолюбителей направлять свои взоры в сторону дизелей.

За последние годы производителям удалось избавить дизельные моторы от большинства проблем, из-за которых они значительно уступали своим бензиновым аналогам.

В первую очередь речь идет о динамических характеристиках. Если раньше бензиновые силовые агрегаты были вне конкуренции, то современные турбодизельные моторы по показателям максимальной скорости и мощности практически встали на одну ступень с двигателями, работающими на бензине.

Более того, планка максимального крутящего момента у моторов, потребляющих «тяжелое» топливо, доступна в более широком диапазоне оборотов двигателя, что делает силовой агрегат более эластичным. То есть для эффективного ускорения необязательно переключаться на низшую передачу и раскручивать двигатель, что очень востребовано в городских условиях. Избавились дизельные моторы и от проблемы с загрязнением окружающей среды. Практически все современные дизели соответствуют самым строгим экологическим стандартам.

Впрочем, несмотря на все позитивные моменты, украинцы по-прежнему в преобладающем большинстве голосуют своими кошельками за бензиновые двигатели. В некоторой мере это связано с тем, что отечественные автомобилисты до сих пор остаются в плену стереотипов относительно дизельных моторов.

С другой стороны, большую роль в отечественных реалиях играет качество дизельного топлива, ставшее непреодолимым препятствием на пути в нашу страну дизельных моделей некоторых иностранных автопроизводителей.

В компании «Тойота Украина» среди трех факторов, влияющих на вывод на украинский рынок той или иной дизельной модели, назвали два пункта, напрямую связанных с отечественным горючим: его невысокое качество и, как следствие, наличие у производителя дизельных авто, адаптированных под отечественное дизельное топливо.

И, наконец, машины с такими моторами ощутимо дороже бензиновых аналогов, а цена, в большинстве случаев, для украинского автолюбителя — решающий фактор при выборе машины.

За и против

Пока никто не может однозначно ответить на вопрос: «Какой двигатель лучше — бензиновый или дизельный?». У того и у другого есть как сильные, так и слабые стороны.

Принципиальная разница между данными типами двигателей внутреннего сгорания заключается в том, что в бензиновом моторе воспламенение горючей смеси осуществляется с помощью электрической искры, тогда как в дизельных силовых агрегатах оно происходит от соприкосновения распыленного топлива с разогретым сжатым воздухом. Именно из-за этого двигатели существенно отличаются по своей конструкции и наделены теми или иными особенностями.

Эпоха дизельных моторов началась сравнительно недавно — лет 15 назад, благодаря технической разработке компании Bosch под названием Common Rail — системе подачи топлива в дизельных моторах с непосредственным впрыском. Именно с началом ее применения современные дизели стали экономичными, экологичными, динамичными и менее шумными.

Впрыск топлива в цилиндры дизельного мотора с системой Common Rail осуществляется с помощью форсунок, которые запускает электронный блок управления. И здесь таится первый подводный камень. Дело в том, что форсунки весьма чувствительны к качеству топлива и, если залить в бак некачественное горючее, быстро выходят из строя. Кроме того, владельцу машины с дизельным мотором надо быть более внимательным с техническим обслуживанием и заменой расходных материалов, которую нужно осуществлять чаще, чем в случае с бензиновыми моторами.

Впрочем, из-за особенностей конструкции дизельные моторы могут похвастаться более длительным периодом эксплуатации. У силовых агрегатов, потребляющих «тяжелое топливо», более прочный блок цилиндров, усиленный коленвал и т. д. К тому же, дизельный мотор прослужит дольше, поскольку у него отсутствует система зажигания, трамблеры, а теплоотдача намного ниже, чем у бензиновых двигателей. Также само по себе дизельное топливо является одновременно смазочным материалом. При правильной эксплуатации такой автомобиль без особенных проблем может преодолеть 1 млн км.

С другой стороны, существует сразу несколько факторов риска эксплуатации дизельных машин зимой. Многие автолюбители жалуются на то, что такие авто сложнее прогреть в данное время года. Следовательно, если вы живете в десяти минутах езды от работы, то за это время салон автомобиля не прогреется и вам придется мерзнуть.

Эксплуатация автомобилей с дизельными моторами в зимний период — тема отдельного разговора. Мало того, что топливо, которое продается в Украине, может быть некачественным, так еще зимой собственники заправочных станций не всегда успевают заменить летнюю солярку на зимнюю, что приводит к дополнительным трудностям для владельцев данных авто. Летнее топливо менее дорогое в производстве, но начинает густеть при температуре воздуха –5, тогда как зимнее горючее сохраняет свою фактуру до –35. Ремонт топливной системы после летней солярки зимой обойдется в несколько тысяч гривен.

Стоит отметить, что продавцов нефтепродуктов в этом винить можно лишь частично, ведь украинское законодательство не обязывает АЗС переходить на зимнее топливо в определенное время. По сути, это личная инициатива владельцев заправок.

Важное преимущество для европейцев, которое пока практически ничего не значит для автолюбителей в Украине, — экологичность дизельных моторов. Современные дизели, благодаря фильтрам и многоступенчатым катализаторам, очищающим выхлопные газы от сажи, соединений серы и азота, демонстрируют минимальные показатели выбросов вредных веществ в атмосферу.

По итогам 2011 года, дизельная версия Volkswagen Passat попала в пятерку самых «зеленых» машин, причем остальные авто в квинтете самых экологичных оказались гибридными автомобилями и электрокарами.

Но, как уже было сказано, ключевым фактором при выборе машины для украинского потребителя является его цена, а здесь дизельный автомобиль значительно проигрывает.

Например, разница в стоимости между бензиновой и дизельной версиями популярного хэтчбека Volks-wagen Golf в базовой версии составляет почти $3 тыс. У других производителей картина практически идентичная. Переплата, учитывая более низкую стоимость дизельного топлива, может окупиться только, если использовать машину для постоянных поездок на дальние расстояния.

В ряде европейских стран вопрос более высокой стоимости дизельных авто для потребителей решается с помощью разнообразных налоговых льгот. Таким образом государство стимулирует водителей пересаживаться на новые, более экономичные машины. В Украине такой опыт пока не применяют.

Дизельные моторы вне конкуренции, если речь идет об автомобилях повышенной проходимости — внедорожниках и кроссоверах. В компании «Тойота Украина» рассказали о том, что в сегменте внедорожников на машины с дизельными моторами приходится от 70 до 100 % продаж, в зависимости от конкретной модели.

Объяснений этому несколько. Во-первых, расход топлива. Здесь преимущество дизеля более очевидно, чем у малолитражек, поскольку расход топлива у бензиновых версий на внедорожниках в среднем составляет около 14–15 л, а у дизелей — 9–10 л.

Второй фактор — крутящий момент. Невзирая на сравнительно меньшую мощность в лошадиных силах, чем у бензиновых силовых агрегатов, дизели обладают большим крутящим моментом, значительная доля которого доступна уже с малых оборотов.

Также дизельные моторы менее подвержены внешнему воздействию воды. В большинстве своем они могут работать, даже если их полностью погрузить в нее, — главное, чтобы она не попала внутрь мотора.

Чего ожидать

Несмотря на растущую популярность дизельных автомобилей в Украине, общая доля их остается довольно небольшой — около 10 % от всего количества авто на украинских дорогах.

Чтобы ситуация кардинально изменилась и украинцы стали более лояльны к таким машинам, должно быть реализовано несколько ключевых моментов.

Автомобильные дилеры, занимающиеся продажей иномарок, в один голос твердят о том, что массовое наступление дизельных машин возможно лишь при условии, что в стране увеличится количество автозаправочных станций с дизельным топливом стандарта Евро-4 и Евро-5.

Если в столице и крупных городах данный вопрос практически решен, то в глубинке «нарваться на бодягу» проще простого. Правда, некоторые производители все-таки выводят на рынок автомобили с дизельными моторами, адаптированными к эксплуатации в украинских реалиях.

Помимо этого, самим автомобилистам необходимо избавиться от советского стереотипа о том, что автомобиль с дизельным мотором должен быть обязательно шумным и максимально вредным для окружающей среды. Здесь кроется и еще один фактор: дизельные машины станут более популярными, когда в сознании покупателей проснется мысль о защите окружающей среды, подкрепленная государственными стимулами в виде налоговых льгот.

Сегодня авто с дизельным мотором, как правило, осознанно выбирают те, кто проезжает больше 30 тыс. км/год. При нынешней разнице в стоимости бензина и дизельного топлива переплата за дизель окупится уже через два года. К тому же, дизельные машины господствуют в сегменте внедорожников, где экономия топлива ощущается более отчетливо.

КОММЕНТАРИИ

Сергей Носенко,
руководитель отдела легковых автомобилей Volkswagen

Если говорить о том, что влияет на принятие решения относительно продаж той или иной модели Volkswagen с дизельным мотором в Украине, то это, прежде всего, качество топлива. Мы по-прежнему не можем поставлять более экологичные дизельные двигатели Volkswagen, соответствующие нормам выбросов Евро-5 и Евро-6, ввиду очень низкого качества топлива, предлагаемого украинскими заправками. Поэтому главным условием роста присутствия дизельных Volkswagen в Украине может быть улучшение качества топлива.
На сегодняшний день у Volkswagen Ukraine до 40 % продаж — авто с дизельными двигателями. Мы всегда выводим на рынок дизели, которые имеют допуски к эксплуатации в Украине.

Людмила Руль,
маркетинг-менеджер по Audi (ООО «Порше Украина»)

ГD: Как изменился спрос на автомобили разных классов с дизельными двигателями за последний год?
Людмила Руль: Спрос на дизельные автомобили не имеет резких изменений. Уже несколько лет подряд доля таких машин равномерно увеличивается. Причиной этому служит постоянное улучшение качества топлива, предлагаемого на украинском рынке, а соответственно, и повышение доверия потребителей. Еще одной причиной, по крайней мере, относительно продаж автомобилей Audi, стало расширение модельного ряда, точнее увеличение количества моделей, поставляемых с дизельными двигателями.

ГD: Как производители оценивают перспективы рынка дизельных авто на фоне возрастающего внимания к гибридным автомобилям?
Л. Р.: Не стоит переоценивать внимание к таким машинам. Гибридные автомобили — скорее, переход от двигателей внутреннего сгорания к электромобилям, но это совершенно другая история, не оказывающая серьезного влияния на популярность дизельных двигателей, особенно если посмотреть на продажи в Украине. Следует признать, что гибридный автомобиль все еще воспринимается многими клиентами с неким недоверием, хотя тому нет причин. В то же время, дизельные автомобили уже давно зарекомендовали себя и с каждым годом становятся все надежнее, избавляя покупателей от разнообразных предрассудков, относительно, например, выносливости в морозы или шумности работы. Поэтому перспективы рынка дизельных авто выглядят достаточно позитивно и спрос продолжит повышаться.

ГD: Насколько значительно стоимость дизельного топлива влияет на спрос на автомобили?
Л. Р.:
Конечно же, цена на топливо всегда оказывает некоторое влияние на спрос на автомобили. Но это касается более доступных и массовых брендов. Если говорить в общем о премиум-сегменте и конкретно о бренде Audi, то большее влияние оказывает ценовая политика производителя на модели с дизельным двигателем.

ГD: Каковы предложения вашего бренда в этом сегменте?
Л. Р.:
Почти все модели Audi могут поставляться в Украину как с бензиновыми, так и дизельными двигателями. Но наибольший процент поставок дизельных версий в моделях Audi A6, Audi Q5, Audi Q7. Это совсем не удивительно, поскольку у нас есть очень популярный и прекрасно зарекомендовавший себя двигатель 3.0TDI, который расходует около 7 л топлива в городском цикле, при этом демонстрирует сенсационные для подобного объема двигателей 500 Нм крутящего момента.

Ярослав Пригара,
генеральный директор компании «АвтоКапитал»,
официального представительства Mercedes-Benz в Украине

Расход топлива в автомобилях с дизельным мотором ощутимо ниже, чем с бензиновым, при том же объеме двигателя. Это позволяет длительно передвигаться без дозаправки. Соответственно, это существенно влияет на экономичность. Дизельный двигатель является низкооборотным, что повышает его ресурс. Современные технологии конструкции двигателя привели к заметному понижению шума. По сравнению с бензиновым, дизель работает так же тихо и стабильно. Удалось заметно поднять мощность и крутящий момент за счет увеличения давления впрыска топлива, высокоэффективных турбин, селективного отбора мощности. В дополнение ко всему были добавлены новые инженерные решения коробки передач. Дизель выдает высокий вращающий момент при низких оборотах, что делает автомобиль с дизельным двигателем более «отзывчивым» в движении при нажатии на педаль газа. Бензиновый двигатель является довольно неэффективным и способен преобразовывать всего лишь около 20–30 % энергии топлива в полезную работу. Дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением — свыше 50 %.
Если говорить о перспективах, то у Mercedes-Benz есть планы оснащать автомобили новыми дизельными 6-цилиндровыми двигателями, которые будут собираться на том же заводе, где производят рядные четырехцилиндровые двигатели OM651. Напомним, OM651 — дизельный двигатель объемом 2,143 см3, на нем используется 2-контурный турбонаддув с высоким крутящим моментом 500 Нм, мощностью 204 л. с., расход топлива составляет 4,6–5 л на 100 км. Эти впечатляющие параметры удалось получить благодаря целому ряду инноваций при разработке и производстве двигателя.
К слову, доля дизельных в сегменте легковых автомобилей у Mercedes-Benz составляет примерно 25–30 % и продолжает возрастать. По внедорожникам — более 50 %. Эта составляющая также имеет тенденцию роста.

Ярослав Вовк,
директор Департамента маркетинга и рекламы

компании «Торговый дом «НИКО»,
официального импортера Mitsubishi Motors в Украине

Популярность автомобилей с дизельными двигателями с каждым годом возрастает. Так, в 2011 году на украинском рынке структура продаж автомобилей Mitsubishi по типу двигателя выглядела следующим образом: автомобилей с бензиновыми двигателями было продано 73 % (в 2010-м — 85 %, уменьшение продаж на 12 %); с дизельными — 27 % (в 2010-м — 15 %, рост — на 12 %). С одной стороны, очевиден интерес покупателей к автомобилям на дизельном топливе, обусловленный выгодным расходом топлива, более низкой его стоимостью по сравнению с бензином, а также постоянным ростом цен на бензин.
В то же время, со стороны автопроизводителей закономерной реакцией на увеличение спроса должно было стать значительное улучшение предложения: на рынке должно появляться все больше моделей авто, укомплектованных дизельными двигателями. Но этого не происходит, так как, во-первых, принимая решение о продажах той или иной модели с дизельным мотором, производитель смотрит на качество местного топлива, качество дорог и т. д. — эти факторы относятся к неподходящим условиям эксплуатации автомобиля и, следовательно, существенно влияют на гарантийные издержки. Во-вторых, стоимость дизельных модификаций получается значительно дороже бензиновых, и разница в цене перекрывает все возможные выгоды.
Если говорить о перспективах расширения модельной дизельной линейки, то пока таких планов нет. В модельном ряду Mitsubishi сейчас с дизельными двигателями предлагаются Pajero, Pajero Sport и L200. Они очень хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации и являются для клиента технически и экономически обоснованным выбором.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж