Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Денежный голод | director.com.ua

Денежный голод

Автор статьи: 

Александр КОЗКА

Заглавное изображение: 

Рано или поздно даже стабильные компании испытывают временный дефицит денежных средств. Нередко он может стать основной причиной потери ликвидности и поставить бизнес на грань банкротства. Умелое управление деньгами предприятия, правильное планирование расходов и поступлений может стать реальным выходом из сложившейся ситуации. Но для этого нужно знать природу возникновения дефицита средств и способы избавления от него

Причины и последствия

Собственно, главных причин возникновения дефицита денежных средств компании всего две — внешние и внутренние. Если внешние, как правило, напрямую не зависят от компании, то внутренние возникли внутри ее, присущи только ей и обусловлены спецификой ее деятельности.

Наиболее распространенными внутренними причинами дефицита денежных средств являются:
•отсутствие надлежащего контроля над затратами предприятия, что влечет за собой нерациональное использование прибыли;
•серьезные недостатки в планировании и управлении производством товаров и услуг, что может вызвать падение объемов их продаж;
•потеря одного или нескольких основных (крупных) покупателей товаров (работ, услуг), отсюда заметное снижение объемов реализации;
•отсутствие необходимой структуры финансовой службы компании, как следствие — слабая реализация финансовых планов или отсутствие финансового планирования;
•отсутствие управленческого учета;
•недостаточная профессиональная квалификация сотрудников фирмы, отвечающих за финансовое, бухгалтерское, управленческое направления работы.

Внешние причины возникновения дефицита средств могут быть следующие:
•высокая стоимость привлечения кредитных ресурсов;
•платежный кризис;
•высокая конкуренция со стороны других производителей аналогичных товаров (работ, услуг);
•рост цен на энергоносители;
•колебания обменного курса валют;
•глобальный кризис экономики и инфляция;
•несовершенство и противоречивость налогового законодательства.

Последствия дефицита денежных средств для компаний с разным уровнем финансовой устойчивости могут отличаться, но ключевые из них таковы:
•увеличение кредиторской задолженности перед контрагентами;
•невозможность в срок и в полном объеме обслуживать текущие обязательства (платежи) по банковским кредитам;
•рост задолженности по платежам в бюджет, внебюджетные фонды и по иным обязательным платежам;
•задержки в выплате заработной платы сотрудникам организации;
•снижение ликвидности активов предприятия;
•возможное увеличение производственного цикла, а также стоимости товаров (работ, услуг).

Преодоление дефицита денежных средств требует комплексного подхода и сводится к двум способам: увеличению их поступления и уменьшению расходования. Для решения этих задач нужно установить конкретные источники и время поступления денег на расчетные счета и в кассу компании.

При этом учитываются возможные временные сдвиги между реальной продажей продукции или услуг и фактическим поступлением средств. Как известно, продажа не всегда означает поступление денег, поскольку оплата купленного товара может производиться не сразу, а лишь спустя некоторое время, например, если товар был продан в кредит. Затем сводятся по сроку оплаты суммы расходов, рассчитанные в других разделах бизнес-плана.

Решая проблему дефицита, не стоит забывать и о том, что ряд платежей носит обязательный временной характер (например, оплата налогов). Соответственно, финансовая служба предприятия не имеет возможности изменять установленные законодательством сроки оплаты данных платежей. Сроки оплаты налогов представлены в налоговом календаре. Другие платежи менее обязательны по времени исполнения. Поэтому их оплата может быть спланирована в зависимости от наличия/отсутствия финансов на счетах компании.

Увеличение поступления

Для увеличения денежных поступлений компании можно попробовать решить проблему путем продажи либо сдачи в аренду части активов, не используемых в производственном цикле. Продажа актива, как правило, дает разовый приток средств, в то время как аренда обеспечивает постоянное поступление денег в течение всего периода аренды.

Следующим шагом на пути увеличения притока финансов могут стать мероприятия по оптимизации и рационализации линейки выпускаемого товара или предоставляемых услуг. Для этого необходимо провести маркетинговые исследования и определить те товары (услуги), которые не пользуются спросом либо пользуются ограниченным спросом. Результатом должна стать переориентация деятельности по выпуску товаров (предоставлению услуг), являющихся наиболее актуальными на рынке. Если причина дефицита средств — кризис неплатежей, то для увеличения притока ресурсов также можно использовать механизм полной или частичной предоплаты за поставляемые товары (предоставляемые услуги). Для этого контрагентам (покупателям, заказчикам) ставится жесткое условие, что продукция (услуги) компании будет поставляться только после поступления предоплаты. Здесь также уместно применять систему скидок, например: чем больше сумма предоплаты, тем больше скидка на товар (услугу).

Краткосрочное кредитование может быть актуальным при наступлении временных финансовых трудностей. Чаще всего для этих целей открывается кредитная линия. Она во многих случаях оказывается более удобной в использовании и обслуживании, нежели обычный кредит. Имея открытую кредитную линию, фирма имеет возможность в любой момент взять требуемую сумму и перечислить ее по назначению. Сумма кредитной линии может быть исчерпана одним или несколькими платежами. При этом проценты рассчитываются за фактическое пользование денежными средствами. Кредитная линия предоставляется на определенный срок, например, на год. В этот период организация может по мере необходимости совершать платежи за счет привлеченных финансов в пределах суммы кредитной линии.

Нередко достаточно эффективным бывает и такой способ привлечения ресурсов, как продажа дебиторской задолженности компании (ее части). Это происходит, когда у фирмы есть покупатель (или несколько покупателей), имеющий серьезную задолженность за полученные товары (выполненные работы, оказанные услуги), но рассчитаться за них по каким-то причинам не может.

Чтобы получить хотя бы часть своих денег, предприятие может попробовать продать свою дебиторскую задолженность другому предприятию, согласившемуся ее приобрести. Подобные сделки производятся со значительными скидками, иногда составляющими 50 % от суммы дебиторской задолженности.

Не лишним будет усовершенствовать процедуры работы с поставщиками (потребителями), которые отражаются на движении денег. Например, процесс принятия заказов от клиентов, создания продукта (предоставления услуги), его доставки, направления счета и получения платежа может быть чрезмерно детализированным и продолжительным. Если он ведется ненадлежащим образом, поступление средств после получения клиентского заказа существенно замедлится. Во избежание этого стоит периодически пересматривать весь процесс с целью минимизации времени, необходимого для получения денег по окончании процесса.

Компании, эмитировавшие собственные ценные бумаги (акции, облигации), могут поправить свое финансовое состояние путем их дополнительной эмиссии. Однако злоупотреблять подобной схемой опасно. При ее систематическом использовании ценные бумаги могут потерять свою ценность.

Гораздо эффективнее и безопаснее — привлечение дополнительных инвестиций. Поиск потенциального инвестора, будь то предприятие или физическое лицо, для вложения финансов с целью получения прибыли (дивидендов) является неплохим способом увеличения притока денежных средств организации.

Уменьшение расходования

Самый давний и проверенный способ уменьшения расходов денежных средств — отсрочка платежей по текущим обязательствам. Предприятия, испытывающие финансовые затруднения, принимают такое решение без согласования с контрагентами. Хотя в отдельных ситуациях отсрочку могут предоставлять и кредиторы.

Уменьшить потери финансов можно также с помощью пересмотра всей структуры затрат предприятия с целью их оптимизации. Причем, это относится как к производственным, так и к общехозяйственным и другим расходам. Для экономии средств фирма должна применять всевозможные системы скидок, предоставляемых поставщиками (например, скидка за досрочный платеж или приобретение крупной партии товара).

Если компания осуществляет инвестиционную деятельность, то для оптимизации расходов денежных потоков нужно пересмотреть ее программу в сторону разумной экономии. Как показывает практика, при наличии значительных финансовых затруднений целесообразно отказаться от инвестиций, а также иных крупных финансовых вложений. Приоритет следует отдавать решению насущных проблем фирмы.

Кроме того, для уменьшения расхода средств можно с некоторой долей осторожности рекомендовать перейти с отдельными, проверенными поставщиками (потребителями) на, так называемые, не денежные формы расчетов: бартер, взаимозачет, расчеты векселями. При проведении бартерной операции одновременно происходит экономия финансов и реализация товаров/услуг. Ключевым преимуществом такой сделки (с точки зрения компании, погашающей задолженность) является:
•погашение задолженности без денежных затрат;
•значительное снижение расходования денежных средств с одновременным сохранением прежних объемов производства;
•возможность расчета с контрагентами в случае, когда счета предприятия арестованы;
•возможность отказаться от привлечения заемных денежных средств для сохранения непрерывного производственного цикла.

Еще один способ экономии финансов предприятия — переход на работу с давальческим сырьем (взятым у другого предприятия для переработки). Это избавляет от необходимости платить за сырье «живыми» деньгами.

Регулирование потоков

Очевидно, что важнейшим фактором финансового благополучия компании, предпосылкой к устойчивому росту показателей ее хозяйственной деятельности в целом является эффективно организованное управление ее денежными потоками. Знание и практическое использование современных принципов, механизмов и методов организации и эффективного управления денежными потоками позволяют обеспечить бесперебойную деятельность компании, минимизировать риски дефицита денежных средств и потери ликвидности.

Совокупность поступлений и выплат денежных средств в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности представляет собой денежные потоки предприятия. Это доходы и расходы от основной деятельности, текущих операций по поступлению выручки от реализации, оплаты счетов поставщиков, получение краткосрочных кредитов, выплата заработной платы, расчеты с бюджетом.

Управление финансовыми потоками — часть работы с дефицитом денежных средств фирмы. Оно заключается в постоянном контроле над ними, оптимизации существующих платежей и контроле над задолженностью.

Дефицит финансов зачастую связан с неправильным управлением денежными потоками компании, в частности, с управлением дебиторской и кредиторской задолженностями. Исходя из этого, эффективное управление не представляется возможным без всестороннего и объективного анализа информации об изменениях, влияющих на величину финансовых потоков, для оценки возможных колебаний финансовых результатов и сохранения необходимого уровня платежеспособности.

В зависимости от конкретных условий и показателей деятельности, следует определить, что важнее в данном периоде для улучшения финансового состояния: свободные средства в обороте или повышение платежеспособности?

Главные принципы управления потоком денежных средств:
•продажа как можно большего объема товаров (услуг) по разумным ценам;
•ускорение оборачиваемости всех видов запасов во избежание их дефицита;
•быстрое получение денег с дебиторов.

Функция управления денежными средствами очень важна и заслуживает самого внимательного отношения со стороны финансовой службы компании. Дефицит денежных средств может в короткие сроки привести к резкой остановке ее работы. Процесс управления финансами базируется на детальном и непрерывном прогнозировании их потоков, которое должно регулярно сопоставляться с фактическими результатами для анализа и повышения точности всего процесса. Наличие у предприятия информации о движении средств, связанных с финансовой деятельностью, позволяет прогнозировать их будущий объем. Только таким образом компания может предвидеть масштабы и время наступления денежных проблем и предпринять усилия для их своевременного разрешения.

Ключевой момент вышеизложенного в том, что благоприятные возможности для управления денежными средствами имеются во всех направлениях работы организации. Сюда относятся: финансы, бухгалтерский учет, производство, сбыт, маркетинг и проектирование. Поэтому управление деньгами не стоит рассматривать как исключительную зону ответственности финансового отдела и бухгалтерии.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж