Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Кредитная управляемость | director.com.ua

Кредитная управляемость

Автор статьи: 

Александр КОЗКА

Заглавное изображение: 

Получение кредита ставит компанию перед необходимостью его качественного обслуживания. К этому процессу следует отнестись с особым вниманием, поскольку от его результатов зависит деловая репутация компании-заемщика в глазах банка-кредитора. Негативная кредитная история способна в дальнейшем лишить организацию возможности последующего кредитования в этом или другом банке. Несвоевременное погашение кредита или процентов может привести к применению финучреждением штрафных санкций, а при наихудшем исходе — к потере залогового имущества

Эффективность путем оптимизации

В рыночной экономике компания самостоятельно определяет наиболее рациональные варианты всех составляющих своей производственно-финансовой деятельности. Ориентиром служит баланс интересов производителей и потребителей продукции или услуг. Экономической же оценкой эффективности хозяйственной деятельности является прибыль. В связи с этим, основная задача в условиях рынка — повышение эффективности функционирования компании путем оптимизации использования ее ресурсов, в том числе кредитных.

Банковский кредит, являясь одним из дорогих видов привлекаемого заемного капитала, предоставляется в обмен на обязательства компании-клиента по его своевременному возврату, уплате процентов и вознаграждения (комиссий банка). Указанные обязательства влекут за собой необходимость эффективно управлять этим процессом и уделять ему первостепенное внимание.

Если фирма намерена привлекать долгосрочный (более года) кредит, то оптимальный уровень кредитной ставки по нему однозначно должен быть ниже коэффициента рентабельности активов. В противном случае эффект финансового левериджа* будет иметь отрицательное значение.

При краткосрочном займе уровень кредитной ставки должен быть ниже уровня рентабельности хозяйственных операций, для осуществления которых он привлекается.

Однако управление привлекаемым банковским кредитом должно начинаться для компании уже с этапа определения целей и возможностей его использования. Как правило, современные виды банковских кредитов отличаются универсальностью, т. е. в полной мере могут удовлетворить все потребности предприятия в заемных ресурсах. Поэтому цели их применения могут вытекать из общих целей привлечения заемного капитала. Ниже предлагаем несколько практических рекомендаций по управлению привлечением займа именно на стадии принятия решения и выбора оптимальных условий кредитования.

Оценка состояния

Немаловажным, если не главным, фактором при принятии решения о привлечении заемного капитала является реальная оценка уровня кредитоспособности, т. е. возможности обслуживать кредит на условиях, выдвигае-мых финучреждением.

Сегодня банки в своей практике работы с клиентами и оценке их кредитоспособности исходят из двух ключевых критериев:
•финансового состояния компании;
•качества обслуживания ею ранее полученных кредитов (кредитная история).

Уровень финансового состояния компании оценивается с помощью системы финансовых коэффициентов. Сотрудники кредитных служб банков основное внимание уделяют коэффициентам платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности. Исходя из обозначенных позиций, перед принятием решения о привлечении займа, предприятие может самостоятельно оценить уровень своей кредитоспособности и шансов на его получение.

Рассмотрев кредитную заявку, банк принимает решение о целесообразности предоставления займа. В случае положительного решения, по результатам оценки кредитоспособности клиента, последнему присваивается соответствующий кредитный рейтинг (группы кредитного риска), в соответствии с которым дифференцируются условия кредитования. Уровень такого кредитного рейтинга компания-заемщик может предварительно определить самостоятельно, руководствуясь соответствующими методами его оценки коммерческими финучреждениями.

Мониторинг привлекательности

Следующий шаг на пути грамотного управления привлеченным кредитом — выбор необходимого вида. Он определяется такими условиями:
•целями использования кредита;
•периодом его использования;
•определенностью сроков начала и окончания использования привлекаемых ресурсов;
•обеспечением возвратности кредита (залогом).

Намереваясь привлечь кредит для своих производственных целей, компания должна осуществить предварительный мониторинг и оценку банков, которые могут ей его предоставить. Он проводится с целью выявления наиболее привлекательных условий выдачи и обслуживания займа, а также сложившейся деловой репутации финучреждений.

Следует отметить, что изучение и оценка условий осуществления банковского кредитования в разрезе видов займов является самым трудоемким и ответственным этапом управления кредитом в силу многообразия оцениваемых условий и осуществления многочисленных расчетов.

Как правило, фирмы проводят изучение главных кредитных условий в процессе привлечения банковского кредита, исходя из:
•уровня кредитной ставки;
•валюты, в которой может быть выдан кредит;
•условий выплаты процентов;
•условий погашения основного долга;
•формы обеспечения кредита;
•предельного размера займа;
•его предельного срока.

Компании, имеющие многолетний практический опыт получения и обслуживания кредитов, знают, что ключевыми условиями, повышающими стоимость банковского займа и снижающими реальный размер применяемых заемных средств, являются:
•применение в расчетах кредитного процента учетной ставки;
•авансовый платеж суммы процента по кредиту;
•частичная амортизация суммы основного долга на протяжении кредитного периода;
•хранение определенной суммы заемных средств в форме компенсационного остатка денежных активов.

Эти неблагоприятные для фирмы условия банковского кредитования могут быть компенсированы путем снижения уровня используемой кредитной ставки по сравнению со среднерыночным ее уровнем (по аналогичным видам займов).

Оптимальность срока

Выбор оптимального срока, на который планируется привлечь кредитные ресурсы банка, позволит не понести дополнительные затраты и рассчитать реальные финансовые силы компании. Поэтому следующим шагом в управлении кредитом является установление данного срока. Это дает представление об эффективности коммерческой сделки, для которой привлекаются ресурсы, и помогает ответить на вопрос о допустимых условиях привлечения займа.

Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж продукции или услуг и расходов, связанных с финансированием возрастающей дебиторской задолженности.

При расчете оптимального срока предоставления кредита необходимо скорректировать вклад на покрытие затрат, связанных с предоставлением займа. Для этого применяется следующая формула:

СC = VC + IR * T,

где CC (credit cost) — затраты, связанные с предоставлением кредита, которые складываются из: VC (variable cost) — возможных переменных расходов, связанных с осуществлением планируемой сделки и контролем расчетов с клиентом; IR (interest rate) — стоимости привлеченного капитала в день; T (time) — периода предоставления кредита в днях.

В качестве стоимости привлеченных ресурсов может быть принята величина действующей ставки банковского кредита либо средняя рентабельность (отдача) от инвестиций (долгосрочного капитала) компании, так как она вынуждена поддерживать повышенный размер чистого оборотного капитала за счет собственных средств.

Чистый оборотный капитал, определяющий потребность организации в оборотных средствах, равен текущим (оборотным) активам за вычетом текущих обязательств, т. е. он является капиталом, который предприятие должно использовать для поддержки операционной деятельности, а не для инвестиций.

Общие вопросы

Эффективность управления привлеченным кредитом будет зависеть от тщательного анализа потоков денежных средств компании и от конкретных потребностей ее бизнеса или сегмента рынка. Ряд общих правил, в дополнение к изложенным выше, поможет проанализировать целесообразность получения займа для вашего предприятия.

Кредит целесообразен, когда его получение становится оправданной мерой: например, когда компании необходимо улучшить или защитить поток денежных средств, профинансировать рост либо расширить бизнес. В таких случаях стоимость привлеченного банковского капитала может оказаться меньше стоимости финансирования этих шагов посредством текущего дохода организации.

Назовем несколько наиболее типичных причин, приводящих к поиску кредита:
1. Необходимость пополнения оборотных средств компании, особенно если это связано с необходимостью увеличения штата или расширения ассортимента выпускаемой продукции.
2. Необходимость выхода на новые рынки. В этой ситуации предприятия часто сталкиваются с более длительным циклом получения расчетов от контрагентов или должны предлагать более предпочтительные условия для новых клиентов. Кредиты могут помочь выдержать этот период.
3. Капитальное перевооружение компании, вызванное необходимостью приобретения нового оборудования для расширения ассортимента выпускаемой продукции (предоставляемых услуг).
4. Оптимизация денежных потоков компании, например, путем рефинансирования долгосрочных займов.

Однако важно точно удостовериться в том, что организация собирается привлечь кредит по объективным причинам и именно тот его вид, который ей действительно необходим. Например, если фирма берет краткосрочный кредит, тогда как ей нужен долгосрочный, она рискует очень быстро столкнуться с финансовыми трудностями, вследствие того что вынуждена будет прибегнуть к дополнительным мерам для погашения своих долговых обязательств.

Кроме того, многие уже убедились: самое худшее время для получения кредита — период кризиса. Неполучение ожидаемого товарного займа, проблемы с выплатой заработной платы или другие непредвиденные обстоятельства могут принудить предприятие немедленно взять кредит, что нередко приводит к крайне невыгодным условиям. В связи с этим, специалисты рекомендуют иметь план потребностей в капитале. Он поможет компании предсказать финансовые требования, позволяя ей определять, что и когда нужно платить. Это также может предоставить фирме дополнительное время для изучения вероятных источников финансирования и возможности договориться с банком о выгодных для себя условиях получения кредита. План капитальных затрат должен включать полный обзор баланса, чтобы была возможность проанализировать поток денежных средств, активы и пассивы.

Помощь системы

Эффективность управления кредитной задолженностью невозможна без надлежащей организации контроля над текущим обслуживанием банковского кредита. Данное обслуживание заключается в своевременной уплате процентов по нему в соответствии с условиями кредитного договора. Как правило, для удобства управления процессом банковские платежи включаются в ежемесячный (ежеквартальный) платежный календарь фирмы и контролируются во время мониторинга ее текущей финансовой деятельности.

Уровень организации производственной или торговой деятельности предприятия зависит от своевременного поступления средств от клиентов и контрагентов. Немаловажную роль в этом процессе также играет наличие у компании возможности отсрочки платежей по ее обязательствам, в частности, по обслуживанию краткосрочных и долгосрочных банковских займов. Как известно, динамика и структура дебиторской и кредиторской задолженности любого предприятия во многом зависят от уровня организации системы контроля над ними. К сожалению, многие компании не уделяют этому вопросу достаточного внимания, что в результате приводит к неконтролируемому росту задолженности и, как следствие, снижению ликвидности предприятия.

* Леверидж (финансовый) — соотношение заемного и собственного капитала компании и влияние этого отношения на чистую прибыль. Чем выше доля заемного капитала, тем меньше чистая прибыль, за счет увеличения расходов на выплату процентов. Компания с высокой долей заемного капитала является финансово зависимой, а финансирующая свою деятельность только за счет собственного капитала — финансово независимой.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж