Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Правила коммерческой концессии | director.com.ua

Правила коммерческой концессии

Автор статьи: 

Александр КОЗКА

Заглавное изображение: 

Один из путей развития бизнеса — коммерческая концессия. Данный вид предпринимательской деятельности базируется на договоре о долгосрочном деловом сотрудничестве, в процессе которого компания-правообладатель предоставляет компании-пользователю, на определенных условиях и за плату, право пользования комплексом надлежащих ей прав с целью изготовления и/или продажи определенного вида товара и/или предоставления услуг

Формальная сторона

Отношения, возникающие в процессе сотрудничества сторон договора коммерческой концессии, урегулированы главой 76 Гражданского кодекса Украины (ГКУ).

Основной документ, детализирующий отношения, права и обязанности при использовании коммерческой концессии, — соответствующий договор. Он предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации, коммерческого опыта правообладателя в полном объеме (в частности, с установлением минимального или максимального объема использования) с указанием определенной сферы предпринимательской деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или выработанных пользователем, осуществление другой торговой деятельности, выполнение работ, предоставление услуг). Кроме того, договором коммерческой концессии может быть предусмотрено использование его предмета с указанием или без указания территории применения относительно определенной сферы гражданского оборота.

Следует отметить, что законом ограничен круг субъектов, которые вправе заниматься коммерческой концессией. Сторонами в договоре могут быть только физические и юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности.

ГКУ предписывает заключение договора коммерческой концессии лишь в письменной форме. Если же стороны проигнорируют данное требование, он будет считаться ничтожным со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Данный договор подлежит государственной регистрации органом, осуществившим госрегистрацию правообладателя.

Сегодня многие компании используют в своей деятельности известные зарубежные бренды, ноу-хау и наработки, т. е. их правообладатели зарегистрированы на территории иностранного государства. В таких случаях регистрация договора коммерческой концессии проводится органом, осуществившим госрегистрацию компании-пользователя.

Регистрация договора коммерческой концессии — важный момент в деятельности компании-пользователя, в частности, в ее отношении с третьими лицами, потребляющими услугу (товары), созданные по договору. Компания-пользователь концессионных прав может ссылаться на этот документ лишь с момента его госрегистрации.

В случаях, предусмотренных договором коммерческой концессии, пользователь может заключить договор коммерческой субконцессии, по которому он предоставляет другому лицу (субпользователю) право пользования предоставленным ему правообладателем комплексом прав либо их частью на условиях, согласованных с правообладателем или определенных договором коммерческой концессии. К договору коммерческой субконцессии применяются положения о договоре коммерческой концессии, установленные ГКУ или другим законом, если иное не вытекает из особенностей субконцессии. При этом пользователь и субпользователь отвечают перед правообладателем за причиненный ему ущерб солидарно.

Договор коммерческой субконцессии действует в пределах срока действия основного договора коммерческой концессии между правообладателем и пользователем. Признание в установленном порядке недействительным договора коммерческой концессии имеет следствием недействительность договора коммерческой субконцессии.

Договорные условности

Договором коммерческой концессии устанавливается круг прав и обязанностей сторон, а также ответственность за несоблюдение его условий. Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить другую информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинформировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

Если иное не установлено договором коммерческой концессии, правообладатель обязан:
•обеспечить государственную регистрацию договора;
•предоставлять пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая помощь в обучении и повышении квалификации работников;
•контролировать качество товаров (работ, услуг), которые выпускаются (выполняются, предоставляются) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

В свою очередь, пользователь, с учетом характера и особенностей осуществляемой им деятельности, обязан:
•использовать торговую марку и прочие обозначения правообладателя установленным в договоре способом;
• обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг), которые изготавливаются (выполняются, предоставляются) в соответствии с договором коммерческой концессии качеству аналогичных товаров (работ, услуг), которые производятся (выполняются, предоставляются) правообладателем;
•соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса предоставленных прав по использованию этих прав правообладателем;
•предоставлять покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товары (работы, услуги) непосредственно у правообладателя;
•информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о применении им товарного знака и прочих обозначений правообладателя по договору коммерческой концессии;
•не разглашать секреты производства правообладателя, другие полученные от него конфиденциальные сведения третьим лицам.

Как видим, пользователь поставлен в довольно жесткие рамки относительно использования концессионных прав, однако это оправдывается желанием правообладателя защитить себя и свои права от недобросовестных партнеров по коммерческой концессии.

В договоре коммерческой концессии, кроме вышеизложенных условий, могут быть предусмотрены и другие, особые условия. Нередко стороны включают в документ следующее:
•обязанность правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;
•обязанность пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора, относительно предпринимательской деятельности, которую осуществляет пользователь путем использования предоставленных правообладателем прав;
•обязанность пользователя не получать аналогичные права от конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;
•обязанность пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений для продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг), предусмотренных договором, а также их внутреннее и внешнее оформление.

Часто в договоре присутствует условие, согласно которому пользователь имеет право продавать товары (выполнять работы, оказывать услуги) исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо только покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения (место жительства) на территории, определенной в договоре.

Если же стороны включат в него условие, наделяющее правообладателя правом устанавливать цену товара (работ, услуг), предусмотренного договором, или устанавливать верхнюю/нижнюю границу этой цены, такое условие, согласно ГКУ, будет являться ничтожным.

Отдельно стоит сказать о рамках ответственности сторон договора коммерческой концессии. Так, правообладатель несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по требованиям, предъявляемым к пользователю в связи с несоответствием качества проданных (выполненных, оказанных) им товаров (работ, услуг). По требованиям, предъявляемым к пользователю как производителю продукции (товаров) правообладателя, последний отвечает солидарно с пользователем.

Следовательно, правовая природа данного договора носит комплексный характер, в нем присутствуют элементы других гражданско-правовых договоров, в частности:
• об оказании возмездных услуг — в части предоставления правообладателем консультационных и технических услуг пользователю;
• о совместной деятельности — в части сотрудничества сторон договора для достижения общих целей относительно качества предоставляемых пользователем товаров, работ, услуг, а также расширения рынка сбыта;
• купли-продажи — в части приобретения пользователем необходимого оборудования, сырья, коммерческой и технической документации.

Изменения и прекращения

ГКУ предусматривает право пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок. Так, пользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, может заключить его на новый срок на тех же условиях. Но одновременно отмечается, что законом могут быть установлены условия, при которых правообладатель может отказаться от этого.

Что касается внесения изменений в договор коммерческой концессии и его прекращения, данные процедуры осуществляются для всех сделок в порядке, предусмотренном главой 53 ГКУ. В отношениях с третьими лицами стороны в договоре коммерческой концессии имеют право ссылаться на его изменение лишь с момента государственной регистрации этого изменения, если не докажут, что третье лицо знало или должно было знать о нем ранее.

Прекращение договора происходит в следующем порядке. Каждая из сторон договора, срок которого не установлен, имеет право в любое время отказаться от него, уведомив об этом другую сторону не менее чем за шесть месяцев, если более продолжительный срок не определен договором. Его расторжение также подлежит госрегистрации в соответствии с требованиями ГКУ.

Договор коммерческой концессии прекращается также в случае:
•прекращения права правообладателя на торговую марку либо иное обозначение, определенное в договоре, без его замены аналогичным правом;
•объявления правообладателя или пользователя несостоятельным (банкротом).

В течение действия договора могут произойти значительные изменения статуса прав, являющихся его предметом, например, переход исключительного права на объект, права интеллектуальной собственности от правообладателя к другому лицу. ГКУ предусматривает, что это не является основанием для изменения либо расторжения договора.

В случае смерти правообладателя, его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется как субъект предпринимательской деятельности либо передаст свои права и обязанности лицу, имеющему право заниматься ею.

Реализация прав и исполнение обязанностей умершего, до перехода их к наследнику или иному лицу, осуществляется управляющим наследством лицом, назначенным в соответствии с положениями ГКУ.

В случае изменения торговой марки или другого обозначения правообладателя, права на использование которых входят в комплекс прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, последний сохраняет действие относительно нового обозначения правообладателя, если пользователь не требует расторжения договора и возмещения убытков.

Если договор продолжает действовать, пользователь имеет право требовать соответствующего уменьшения надлежащей правообладателю платы. Если в период действия договора прекратилось право, пользование которым предоставлено по нему, его действие не прекращается, кроме положений, касающихся права, которое прекратилось. В подобном случае пользователь может требовать соответствующего уменьшения надлежащей правообладателю платы, если иное не установлено договором.

Выгоды и проблемы

Компания или предприниматель — пользователи в отношениях со своими контрагентами — потребителями услуг или покупателями товаров (продукции), выступает «под флагом» правообладателя. Для пользователей выгодно оформлять результаты своей деятельности известной и давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров/услуг товарной маркой. Они стараются показать своим клиентам, что товар приобретается или получается услуга, ни в чем не уступающие аналогичным результатам деятельности правообладателя. На самом деле такой пользователь, оставаясь независимым участником хозяйственного оборота, осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность, хоть и под контролем первоначального правообладателя.

Отношения, возникающие в процессе использования коммерческой концессии в предпринимательской деятельности, весьма выгодны их участникам. В частности, правообладатель расширяет границы своего влияния не только без каких бы то ни было дополнительных затрат (на открытие филиалов, создание совместных либо дочерних компаний и т. п.), но и получает прибыль в виде платы от пользователя, а также возможность контроля за его производственно-коммерческой деятельностью. В свою очередь, пользователь выходит на сформировавшийся рынок под маркой уже известного потребителям производителя продукции/услуг, практически не неся при этом расходов на рекламу и прочие маркетинговые мероприятия, но используя сложившийся стабильный спрос на выпускаемые правообладателем товары или оказываемые услуги.

В качестве негативного момента, касающегося коммерческой концессии, следует отметить проблему защиты интересов потребителя продукции или услуг, которому необходимо обеспечить их получение такого же качества, как и выпускаемых или оказываемых первоначальным правообладателем.

Потребитель должен быть защищен от возможной подмены (замены) одного пользователя другим, который может использовать чужые права без законных оснований.

Кроме того, соглашения участников коммерческой концессии могут содержать и некоторые условия монополистического характера, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на рынках сбыта товаров/услуг. Учет этих обстоятельств и решение проблем незаконного использования концессионных прав являются первоочередной задачей соответствующих институтов власти и бизнес-сообщества.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж