Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Украинским факторингом управляют банки | director.com.ua

Украинским факторингом управляют банки

Автор статьи: 

Юрий ГРИГОРЕНКО

Заглавное изображение: 

Рынок факторинга в Украине продолжает развиваться. Правят бал на нем банки и аффилированные с ними факторинговые компании, имеющие доступ к ресурсам, что является важным конкурентным преимуществом в этом бизнесе. Впрочем, «независимые» факторинговые компании могут предложить индивидуальный подход и более оперативное принятие решений

Факторинг как есть

Факторинг — это беззалоговое финансирование под обеспечение прав требования денежных средств, т. е. фактор (банк или факторинговая компания) приобретает товарные накладные, по которым у него возникают права требования денежных средств. Во многом факторинг напоминает банковское кредитование под залог дебиторской задолженности.

Фактор приобретает с дисконтом дебиторскую задолженность клиента, а затем взыскивает долг с покупателя, которому проданы товары или предоставлены услуги. Если, реализуя свой товар, компания не может долго ждать оплаты поставок, поскольку необходимо закупить новый товар у производителя, то польза от применения факторинга очевидна.

Его безусловное преимущество — беззалоговое финансирование, выгодно отличающееся от классического кредита. Основные выгоды факторинга для клиента таковы:
•увеличение объемов продаж;
•получение беззалогового и возобновляемого финансирования, пополнение оборотных средств предприятия;
•ускорение оборачиваемости средств;
•ликвидация кассовых разрывов;
•уменьшение дебиторской задолженности и улучшение характера расчетов с дебиторами;
•сокращение времени ожидания оплаты поставок;
•расширение круга покупателей, увеличение для них отсрочки платежа;
•защита от кредитных, ликвидных, процентных, а также валютных рисков.

Факторинг относится к финансовым услугам, а регулирование факторинговых компаний (ФК) осуществляет Госфинуслуг. Но больший масштаб операций выполняется банками, которые, соответственно, подчиняются НБУ. В таких условиях можно считать, что единого органа, контролирующего факторов, нет.

По данным Госфинуслуг, за девять месяцев 2011 года ФК заключили 8,05 тыс. договоров факторинга на сумму 3,87 млрд грн. и выполнили 6,4 тыс. договоров на сумму 3,3 млрд грн. В данный период рынок приобретения проблемных корпоративных долгов характеризовался значительным ростом количества заключенных договоров факторинга при незначительном увеличении стоимости подобных договоров. Так, по состоянию на 30.09.2011, количество договоров факторинга, заключенных за январь–сентябрь 2011 года, составило 8,05 тыс. единиц, что в 2,9 раза больше, по сравнению с показателем на соответствующую дату 2010-го. Стоимость договоров факторинга по состоянию на 30.09.2011, заключенных в течение девяти месяцев прошлого года, достигла 3,86 млрд грн., что на 0,5 % меньше, по сравнению с показателем на соответствующую дату 2010-го. Отметим, что за девять месяцев 2010-го, по отношению к аналогичному периоду 2009-го, прирост составил 286,8 %.

По состоянию на 30.09.2011 в госреестре финучреждений числились 99 финансовых компаний, имеющих право предоставлять услуги факторинга. Вместе с тем, по словам начальника отдела факторинга компании «АУЗ Факторинг» Антона Крамаренко, кризис 2008 года существенно сократил перечень банков и компаний, предоставляющих данную услугу. «Некоторые финучреждения находятся на стадии ликвидации, ряд банков практически отказался от данного направления работы, другие предоставляют факторинг только своим корпоративным клиентам, не расширяясь за счет новых привлеченных поставщиков. Сложно пережили это время и небанковские финучреждения, в прошлом крупные игроки рынка «АРМА» и «ФК Факторинг», сегодня они гораздо менее активны», — рассказывает эксперт.

Тем не менее, количество финучреждений, заявляющих факторинг в своем продуктовом ряду, растет: за девять месяцев 2011 года их число увеличилось на 21 финучреждение. Правда, не всегда предлагаемая услуга является классическим факторингом. «На сегодняшний день традиционный его вариант предоставляют не более 20 фирм. При этом 80 % отечественного рынка факторинга разделили между собой топ-5 его игроков среди банков: Райффайзен Банк Аваль, Укрэксимбанк, Укрсоцбанк, Сведбанк и «ОТП Банк», — сообщает Анна Богданова, начальник отдела факторинга Райффайзен Банка Аваль.

В дальнейшем следует ожидать ужесточения конкуренции за счет выхода на украинский рынок крупных российских факторов — ВТБ и «Альфа-Банка», имеющих значительные собственные ресурсы, а также свои материнские структуры. Это позволяет российским факторам работать с большими лимитами. В этой связи возможны ценовые войны с использованием демпинга процентных ставок и увеличением сумм финансирования.

Кризисный факторинг

Экономический кризис затронул практически все сферы деятельности. Конечно, это сказалось и на факторинговых услугах, которые использовались в оптовой и розничной торговле, пищевой промышленности и т. д. Часть проектов действительно закрывалась банками, некоторым действующим клиентам зачастую сокращали лимиты финансирования, а новых почти не привлекали.

Кризис внес свои коррективы: одни игроки ушли с рынка, другие ужесточили условия предоставления факторинга и критерии отбора компаний-поставщиков, тем самым уменьшив обороты своего факторингового бизнеса.

В период кризиса активность по оформлению факторинга несколько снизилась, что связано с потерей торговыми компаниями способности рассчитываться по своим обязательствам. «В свою очередь, многие банки, учитывая высокие риски, присущие этому финансовому инструменту (отсутствие традиционного обеспечения), либо приостановили оказание данной услуги, либо повысили тарифы на нее. Однако в связи с активизацией экономических процессов, что повлияет на активность клиентов по реализации товаров с отсрочкой платежа, возобновится и потребность в факторинговых операциях банков. Ведь главными составляющими их популярности являются возможность ускорить или восстановить темпы развития бизнеса, получить необходимые ресурсы в течение суток, что гораздо оперативнее, чем в случае с классическим кредитованием», — поясняет первый заместитель председателя правления банка «Хрещатик» Юлия Тур.

Впрочем, с течением времени данный сегмент начал возвращать свои позиции. «После кризиса все больше клиентов интересуются факторингом. Если в 2008 и 2009 годах наблюдался спад, то в 2011-м этот рынок набирает обороты», — заявляет директор компании «Факторинг Финанс» Дмитрий Гусев.

По сравнению с 2010 годом, в 2011-м в Украине существенно увеличился спрос на факторинговые услуги среди производителей товаров. Прежде всего, это связано с увеличением потребления и расширением торговых сетей. Перед тем как широко представлять свои товары в крупных ретейловых сетях, производители хотят заручиться поддержкой факторов. Значимыми потребителями этих услуг являются предприятия малого и среднего бизнеса. Сейчас данная категория организаций ограничена в доступе к кредитным ресурсам либо вообще его не имеет. В условиях кризиса большое количество клиентов обратило свое внимание на услугу факторинга также в связи с тем, что традиционно она не требует залога.

Банки vs факторинговые компании

На украинском рынке факторинговые услуги предоставляют те, кто имеет соответствующую лицензию, а среди таковых присутствуют как специализированные факторинговые компании, так и банки.

В большинстве случаев ФК создаются банковскими или финансово-промышленными группами, и это совершенно естественно, поскольку осуществление такой деятельности требует больших объемов денежных средств. «На сегодняшний день эту практику используют некоторые крупные банки, например: «Альфа-Банк» (компания «А-Фактор»), «Финансы и кредит» («ФК Факторинг») и т. д. Но Райффайзен Банк Аваль отказался от этого пути, поскольку такая практика, по нашему мнению, имеет больше минусов, главный из которых — оперативность обслуживания клиентов», — утверждает Анна Богданова. «Независимых ФК на рынке немного», — добавляет Антон Крамаренко.

Естественно, у обслуживания через банки или неаффилированные с ними ФК есть свои преимущества и недостатки, которые отражаются на эффективности сотрудничества с ними клиентов. Финучреждения могут декларировать наличие факторинга в своей продуктовой линейке, но не заниматься его активным продвижением на рынке. К тому же, банки, как правило, имеют стандартные процессы и не всегда гибки в своих предложениях.

Впрочем, у них априори больше ресурсов для финансирования собственных факторинговых структур — внутри своей структуры или аффилированных ФК. Банковское финансирование обходится тем, кому оно все-таки достается несколько дешевле, чем клиентам финансовых компаний. Имея более дорогой ресурс, нежели у банков, финансовые компании лишь могут конкурировать с ними, в основном, по качеству оказываемых услуг и предоставляемых продуктов.

Со своей стороны, ФК не являются кредитными учреждениями, однако факторинг — их главный вид деятельности. ФК не имеет такой ресурсной базы, как финансы, информационные технологии, кадровые и т. д.

Важное преимущество ФК — срок рассмотрения заявки: если в банке от момента передачи клиентом всех документов до подписания договора проходит в среднем один месяц, то в ФК этот срок намного меньше — примерно одна неделя. Еще один плюс таких компаний — реальная оценка бизнеса клиента, т. е. если банк оценивает только официальную отчетность, то ФК детально анализирует весь бизнес клиента и, исходя из проведенного анализа, принимает решение. К тому же, возможен индивидуальный подход, чего нет в крупном банке.

Еще одним преимуществом ФК также можно назвать отсутствие «навязываемых» дополнительных услуг (РКО, зарплатный проект и т. д.).

Коллекторы не являются факторами

В последнее время в качестве участников рынка факторинга заявили о себе и коллекторские фирмы, которые предоставляют альтернативу продаже портфелей проблемных кредитов. Главное отличие в сотрудничестве банков с коллекторами и факторами заключается в сроках получения средств за проданные долги. Выбор формы работы зависит от готовности кредитора ожидать выплаты денег. Впрочем, несмотря на то, что отдельной статистики по «классическому» факторингу и выкупу проблемной задолженности не существует, это все-таки два абсолютно разных направления, каждое из которых имеет свою специфику и, соответственно, требует совершенно разного подхода к бизнесу. Возможность осуществлять выкуп задолженности имеют лишь ФК, коллекторские же фирмы зачастую не являются даже финансовыми учреждениями и занимаются исключительно взысканием задолженности.

Факторинговые услуги не являются переуступкой проблемной задолженности. ФК анализирует клиента и его дебиторов и работает лишь с теми, кто ведет деятельность прозрачно и вовремя выполняет свои обязательства, т. е. с реальной дебиторской задолженностью, которая обслуживается без просрочек. Поэтому факторинговая компания и коллекторская — это разные понятия.

К сожалению, ввиду несовершенства законодательства многие коллекторские агентства называют свои услуги факторингом, тем самым искажая общее понимание рынком их сути. Факторинг в классическом понимании и в лучших европейских традициях представляет собой комплекс услуг по финансированию и управлению дебиторской задолженностью клиента. В связи с этим ФК не относят к числу своих конкурентов коллекторские агентства.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж