Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Этика ведения деловой разведки | director.com.ua

Этика ведения деловой разведки

Автор статьи: 

Дмитрий ЗЕРКАЛОВ

Заглавное изображение: 

Деловая (коммерческая, конкурентная) разведка — составная часть корпоративной культуры ведения бизнеса. Для выживания предприятия в условиях современной конкурентной борьбы первоочередное значение начинает играть выяснение намерений конкурентов, изучение основных тенденций бизнеса, анализ возможных рисков. Дисциплина, изучающая данные аспекты, получила название «деловая разведка» (business intelligence)

В правовом поле

Деловая разведка — мощный инструмент исследования рынка и конкурентной среды. В настоящее время это активно развивающаяся дисциплина, возникшая на стыке экономики, юриспруденции и специальных дисциплин. Деловая разведка занимается сбором и анализом информации о конкуренте (собственно разведкой), защитой собственной информации (промышленная контрразведка), а также проведением специальных операций (например, защита имиджа предприятия и руководителя, противодействие «черному» пиару и т. д.).

Основное отличие деловой разведки от промышленного шпионажа — поиск и получение необходимых сведений исключительно законными (с точки зрения норм существующего права) методами. Она проводится в рамках действующих правовых норм, и свои результаты получает благодаря аналитической обработке большого количества разнообразных открытых информационных материалов.

Появление новых информационных технологий, коммерческих баз данных, систем поиска данных и пр. и относительная дешевизна доступа к информационным ресурсам позволяют аналитикам деловой разведки готовить качественные материалы, пригодные для принятия решений руководством компании.

Методы шпионажа ориентированы на использование всех доступных средств для получения искомой информации, включая как прямое нарушение законов (шантаж, подкуп, воровство, насилие и т. д.), так и неэтичные методы (обман, распространение компрометирующих сведений, выпытывание и т. п.). Методы деловой разведки исключают использование уголовно наказуемых средств и в большей степени ориентированы на цивилизованные способы ведения бизнеса. Однако грань между этичными и неэтичными методами (при соблюдении в обоих случаях действующих законов) остается очень нечеткой.

По мере возрастания потребностей в получении ценной деловой информации увеличивается значение этических норм. При возникновении проблем с получением конфиденциальных данных в подразделении деловой разведки появляются стимулы «срезать углы» и нарушить этические ограничения. Иногда само руководство фирмы толкает на подобные действия: для него не имеет значения способ получения сведений.

Особенно актуальна этическая проблема при работе в сети Internet. Сетевое сообщество живет по своим законам, которые тоже нужно соблюдать. Несмотря на то, что эти законы не регламентированы, де-факто они уже существуют. При ведении деловой разведки в сети и проведении PR-акций (т. е. выполнении функций деловой разведки) рекомендуется придерживаться таких правил:
•при сборе деловой информации не выдавать себя за другое лицо или организацию (зарегистрировавшись под чужим, но известным именем);
•не заниматься сбором сведений, составляющих коммерческую тайну конкурента (участвуя в электронных конференциях);
•не переманивать ведущих специалистов конкурента;
•не «подавлять» сайты конкурентов;
•не публиковать компромат на конкурентов в любой форме.

Существуют разные методы сбора необходимой информации при ведении разведки с соблюдением законов, но пренебрежением норм морали: подглядывание, обман при найме на работу, переманивание ведущих специалистов, получение данных из «мусорных ящиков» конкурентов.

Большинство профессионалов, работающих в области деловой разведки, не будут восстанавливать и исследовать «мусор» других фирм и обманывать людей под видом приема на работу. Они считают подобное поведение неэтичным и в их кругу не приемлемым. В отдельных странах этические нормы поведения имеют свой национальный характер, а общепринятые стандарты делового поведения — различны.

В мире бизнеса принято считать, что если сегодня предпринимателя безнаказанно «кинули» на один цент, то завтра у злоумышленника может возникнуть желание обмануть его на миллион. Многие партнеры, узнав о промахе коллеги и продемонстрированной безнаказанности, потеряют к нему уважение и прекратят с ним деловые отношения.

Коммерческая тайна

С понятием деловой разведки тесно связано понятие «коммерческая тайна». Здесь важен такой момент: несмотря на то, что использование последних противозаконно, некоторые предприятия потеряли право называть что-либо коммерческой тайной из-за собственных необдуманных действий. Например, если компания выходит с новым продуктом на рынок, она должна предварительно его запатентовать и проконтролировать, не существует ли производитель, намеревающийся воспроизвести этот продукт под своим патентом.

Трудно дать определение этическим нормам поведения. Толковый словарь Вебстера называет этику дисциплиной, имеющей дело с добром, злом и нравственным долгом. Многие компании декларируют правила этического поведения для своих сотрудников. В действительности, в ежедневной гонке за прибылью, они могут не соблюдаться. Менеджеры находятся под огромным давлением обстоятельств.

Они не должны ограничивать возможности своих подразделений деловой разведки по сбору информации определенными рамками. Предприятия награждают эти подразделения за проделанную ими работу, но никогда не поощряют их за то, что работа выполнена при соблюдении этических норм.

Возможность несоблюдения этических норм поведения при сборе информации администрация аргументирует тем, что конкуренция по своей природе неэтична, в связи с чем следовать каким-либо правилам при проведении деловой разведки не стоит. Многие из менеджеров новой формации считают, что было бы неправильным совсем не заниматься мошенничеством, если к нему прибегают конкуренты. Этот вопрос является одним из самых трудных, поскольку этические нормы изменяются так же, как и общество. К сожалению, мошенничество становится частью современной культуры человека.

Важный момент при изучении поведения менеджера — необходимость учитывать психологию человека. Все соглашаются с тем, что наем на работу служащих из конкурирующей фирмы лишь для того, чтобы узнать их промышленные секреты, является неэтичным. Но всегда можно убедить себя в том, что вы нанимаете этого человека только из-за его высокой квалификации. В большинстве случаев люди переходят из компании в компанию в поисках новых возможностей внутри одной отрасли промышленности и почти невозможно доказать обратное.

Следование этическим нормам не только правильно с моральной точки зрения, но и экономически выгодно. Во-первых, подобное поведение убережет фирму от судебного разбирательства и связанных с ним затрат. Во-вторых, оно делает жизнь служащих более спокойной. Зная требования, предъявляемые к ним обществом, люди точно понимают, что им можно делать, а чего нельзя. С них снимается ответственность за выбор решений. Третья причина — доверие к компании и общественному мнению.

Для правильной организации своей деятельности предприятия нуждаются в собственном наборе этических правил — своеобразном кодексе поведения. Ниже перечислены основные стандарты поведения, связанные со сбором информации. Большинство из них ориентируются на минимальные требования, позволяющие не нарушать законы различного уровня. К ним относятся следующие нормы:
•незаконные попытки обладания чужой коммерческой тайной;
•незаконное получение какой-либо информации (составляющей коммерческую тайну или нет) от конкурента силой или обманом;
•отказ от противоправных действий (например, нарушение чужого права владения или перехват телефонных сообщений) при сборе данных;
•возврат владельцу конфиденциальной и частной информации, полученной случайно или непреднамеренно. При получении конфиденциальной правительственной информации государственные органы должны быть уведомлены о нарушении госбезопасности.

Получение сведений, о которых неизвестно, что они украдены, или получение секретной информации, о конфиденциальности которой также неизвестно, не является нарушением закона. Однако, после того как стало известно о ее противозаконном приобретении, невозвращение владельцу либо использование ее в своих целях уже может рассматриваться как нарушение.

Этический кодекс деловой разведки

Такой кодекс должен указывать на все виды информации, которые можно и нельзя собирать, а также дозволенные и недозволенные методы ее сбора. Кроме того, он должен включать положения о поведении сотрудников деловой разведки при случайном получении запрещенных данных, например, конфиденциальных заметок или личных писем.

Для сбора требуемой информации нет необходимости нарушать этический кодекс, если следовать старым проверенным истинам. Одна из них гласит: 85 % информации, которая кому-то необходима, находится в общественном пользовании. Другие 15 %, возможно, никогда и не потребуются.

В качестве основы можно использовать Этический кодекс, составленный американским «Обществом профессионалов конкурентной разведки» (Society of Competitive Intelligence Professionals) для своих членов.

Постоянно старайся повысить уважение и признание к этой профессии на всех государственных уровнях.

Выполняй свои служебные обязанности с рвением и прилежанием, поддерживай самый высокий уровень профессионального мастерства и избегай всех неэтичных поступков.

Оставайся верным политике компании, ее целям, общему курсу и выполняй обещания, данные ей.

Придерживайся всех действующих законов.

Во время делового свидания предоставляй всю относящуюся к делу информацию, включая принадлежность к организации.

Соблюдай правила работы с конфиденциальными данными.

Действуй в полном соответствии с этими этическими стандартами при работе внутри компании, при ведении переговоров и во всех ситуациях, когда придется работать по специальности.

Частные службы и самостоятельные консультанты конкурентной разведки должны также объявить о том, какие виды деятельности им разрешены, а какие запрещены.

Заповеди легального сбора разведывательной информации

Согласно этим заповедям, сотрудники компании не должны:
•Лгать, когда представляются.
•Нарушать официальную генеральную линию своей компании.
•Записывать на диктофон разговор с собеседником без его разрешения.
•Предлагать взятки.
•Устанавливать подслушивающие устройства.
•Умышленно вводить собеседника в заблуждение при переговорах.
•Получать от конкурента и передавать ему ценную конфиденциальную информацию.
•Распространять дезинформацию.
•Воровать промышленные секреты.
•Осознанно давить на собеседника с целью получения требуемой информации, если это может подвергнуть опасности его жизнь или репутацию.

Управленческий персонал должен следить за тем, чтобы этические нормы соблюдались не только при конкурентной разведке, но и в самой компании.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж