Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Офисные шпионские войны | director.com.ua

Офисные шпионские войны

Автор статьи: 

Дмитрий ЗЕРКАЛОВ,
доктор философии в области техники,
кандидат технических наук

Заглавное изображение: 

Шпионские скандалы время от времени возникают в мире большого бизнеса. Насколько безопасно могут себя чувствовать акулы капитала в условиях постоянной слежки?

Цена вопроса

Шпионаж перестал быть чем-то сверхъестественным и превратился в обыденную вещь, от которой не застрахованы даже самые богатые люди и компании. Несколько недель назад в мире бизнеса разразился шпионский скандал, стоивший кресла Патриции Данн, председателю совета директоров корпорации Hewlett-Packard, одной из крупнейших ИТ-компаний мира. Коротко о его сути. Время от времени в деловую прессу попадала информация о вопросах, обсуждаемых в тесном кругу высшим руководством корпорации. Патриция Данн решила прояснить причины и способы утечки конфиденциальных сведений и поручила расследование специалистам из внешней фирмы безопасности, которые, в свою очередь, наняли специалистов по «претекстингу». Pretexting — метод детективного расследования, заключающийся в получении обманным путем распечатки записей обо всех звонках по определенному телефонному номеру за указанный период. Поскольку эта услуга является платной, телефонные компании предоставляют ее охотно и с минимумом формальностей при установлении подлинности абонента.

В результате данной процедуры был установлен пострадавший — 66-летний Джордж Киуорт, директор HP. Однако поступок г-жи Данн был осужден советом директоров, вследствие чего ей предложили покинуть свой пост за неэтичное поведение.

Между тем, практически каждая крупная компания проверяет лояльность своих сотрудников, используя куда более грязные методы: и тотальный контроль электронной почты, и прослушивание телефонных разговоров. Кроме того, очень часто вводятся запреты, кажущиеся странными и непонятными.

Например, фирма Samsung, опасаясь промышленного шпионажа, запретила пользоваться мобильными телефонами, оснащенными цифровыми камерами, на своих заводах и в исследовательских центрах. Причем этот запрет распространяется как на гостей, так и на сотрудников компании. Руководство объясняет свое беспокойство тем, что с помощью мобильного телефона можно делать фотографии незаметно, а это может привести к весьма реальной угрозе использования отснятого материала в шпионских целях.

Аналогичные меры принимаются и в LG Electronics — для всех десяти научно-исследовательских институтов компании в Корее. В тех институтах LG, где создаются передовые технологии, топ-менеджмент планирует ввести полный запрет на телефоны с камерами. К таким же методам борьбы с корпоративным шпионажем намереваются прибегнуть и корейские автопроизводители Hyundai и Kia Motors.

Более того, в настоящее время Министерство информации и связи Южной Кореи разрабатывает специальные правила по регулированию использования мобильных телефонов с фотокамерами в стране. Власти рассматривают проект отдельного закона, согласно которому производители телефонов должны были бы в обязательном порядке оснащать такие устройства специальным «генератором шума», издающим звук во время съемки.

Технологии на службе

Пытаясь защититься от корпоративного шпионажа, фирмы применяют также новейшие технологии. Целью одной из них, наиболее популярной в последнее время, является маскировка звука: в стены и потолок помещения, в котором ведутся секретные переговоры, монтируются специальные устройства, создающие небольшой шум. Он не мешает людям в их работе, но растворяет их голоса, препятствуя таким образом работе подслушивающих устройств. Системами же выявления телефонных «жучков» или системами бесследной электронной почты сегодня вообще уже мало кого удивишь.

Правда, «не стоят на месте» и те, кто подслушивает. Технологические новинки и методы шпионажа постоянно совершенствуются. Например, новое устройство Laser-3000 с помощью лазерного луча способно улавливать вибрации оконных стекол, вызванные голосами тех, кто находится в комнате, и расшифровывать сказанное.

Еще один известный прибор, созданный для шпионажа, может реагировать на излучение, исходящее от компьютерного монитора (и таким образом «захватывать» текущую картинку, будь то документ Word, электронная таблица или графический файл).

В арсенале специалистов по корпоративному шпионажу, помимо вышеперечисленного, находится также масса других методов, основанных на использовании психологических уловок и невнимательности сотрудников. Так, например, в мае прошлого года группа инженеров НР, работающих над сетевым лазерным принтером нового поколения, подверглась осаде со стороны конкурентов. Служащие компании получали телефонные звонки дома и на работе от мнимых членов команды НР, в которых те спрашивали о подробностях нового принтера. А в 2001 году корпорация Procter & Gamble призналась в том, что ее сотрудники просматривали мусор англо-голландского концерна Unilever в поисках коммерчески ценной информации.

Злоумышленники могут совершить попытку получить секретные данные и под видом журналистов. Однажды в офисе раздается телефонный звонок, и некто, представившийся сотрудником одного из изданий, начинает задавать вопросы о доле компании на рынке, объемах продаж и планах на будущее.

Через некоторое время выясняется, что человека с такой фамилией в редакции нет либо он есть, но никуда не звонил. Такой обманный маневр нередко предпринимают конкуренты.

Не менее популярным стал сейчас и рекрутинговый шпионаж. Фирма объявляет конкурс на замещение высокооплачиваемой должности, и у пришедших на собеседование специалистов пытаются узнать их корпоративные секреты и планы.

Если защититься от подслушивающих устройств еще как-то можно, то человеческий фактор — самое слабое звено в цепи промышленного и корпоративного шпионажа. В подобном случае на помощь подозрительному начальству может прийти лишь частный детектив, услуги которого также обойдутся недешево, но и его могут перекупить конкуренты.

Конечно, можно сказать, что лучшим решением станет бизнес без секретов, но сегодня это практически нереально. Поэтому индустрия подслушивающих и подглядывающих устройств процветает, а боссы и инженеры придумывают все новые и новые способы защиты своих «тайн» от посторонних.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж