Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Проблемы экономической безопасности | director.com.ua

Проблемы экономической безопасности

Автор статьи: 

Дмитрий ЗЕРКАЛОВ

Заглавное изображение: 

Экономическая безопасность открытых и закрытых акционерных обществ, компаний и предприятий разных форм собственности — важная проблема коммерческой и хозяйственной деятельности. Особенно она актуальна для юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность

Умение выжить

В период формирования коммерческих структур миллионы граждан на территории СНГ сделали предпринимательство образом своей жизни. Однако главная проблема становления рыночных отношений в этих государствах состоит в том, что их развитие осуществляется в условиях неполной определенности для нормального устойчивого функционирования, отсутствия опыта, а нередко — в условиях прямого им противодействия. Общепринятый для стран с развитой рыночной экономикой опыт защиты предпринимательства в отечественных условиях требует других подходов. Анализ сложившейся ситуации показывает, что текущий этап рыночных преобразований практически во всех государствах Содружества, среди прочих явлений, отличается расширением масштабов противоправных проявлений во всех сферах экономики*.

Отличительной чертой коммерческой деятельности является то, что в открытой конкурентной среде субъекты хозяйствования действуют на свой страх и риск, под свою персональную и, прежде всего, имущественную ответственность. Каждый предприниматель, организующий свое дело, осознает, что он не только получает прибыль и пользуется всевозможными благами, но и постоянно рискует. Не каждая компания, даже в странах с богатой рыночной историей, может выдержать столь жесткие испытания и обеспечить свою экономическую безопасность (ЭБ). Например, в США, где рыночная экономика имеет давнюю историю и глубокие корни, из 2 млн ежегодно создаваемых коммерческих предприятий лишь 30 % выживают, остальные 70 % обречены на банкротство.

Формирование корпоративной системы ЭБ зависит от размеров компании, ее экономических, финансовых, производственно-технических, информационных, интеллектуальных, профессиональных, организационных и прочих возможностей.

Средние предприятия, как правило, используют комбинированную систему безопасности: собственные службы и подразделения, например, возможности юридических и финансовых отделов, служб маркетинга, охраны, кадров, экономического анализа, делопроизводства, а также внешних организаций.

Иногда для повышения эффективности деятельности этих служб и подразделений по защите экономических интересов на таких предприятиях создают координирующий орган или назначают руководителя, отвечающего за ЭБ компании.

Для крупных организаций целесообразно создание собственной службы безопасности, где всю деятельность по ее обеспечению координирует один из топ-менеджеров предприятия. В случае с Украиной приходится констатировать, что национальной системы сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений, в том числе в сфере обеспечения ЭБ конкретного субъекта хозяйствования, пока не создано.

Начало пути

Разработка теории ЭБ предпринимательства находится на начальной стадии. В научной литературе, даже специально посвященной рассмотрению этого вопроса, раскрытие сущности данного понятия, его слагаемых, индикаторов дается крайне редко и неопределенно. ЭБ бизнеса часто сводят к противостоянию, защите от разного рода экономических преступлений (кражи, мошенничества, недобросовестной конкуренции и др.). Конечно, эти угрозы должны постоянно мониториться и учитываться, но сводить ЭБ только к этому нельзя, поскольку данное явление более широкое и емкое.

Выявление, предотвращение опасностей и угроз, использование корпоративных ресурсов в непредвиденной ситуации для предупреждения невосполнимого ущерба, принятие рисковых решений, борьба с конкурентами — далеко не полный перечень задач, которые должны решаться руководством компании при обеспечении ее устойчивого развития и ЭБ.

Одна из наиболее часто встречающихся задач — проверка и оценка потенциального партнера или конкурента. Как показывает мировая практика, процедура поиска и изучения (оценки) фирмы-партнера должна быть важнейшей составляющей национального бизнеса.

При поиске партнера необходимо удостовериться не только в его надежности и добросовестности, но и в оптимальности выбора именно этого партнера, а также проанализировать его с точки зрения возможности долговременного (перспективного) сотрудничества. Следует учитывать, что внешнее и внутреннее положение предприятия со временем может измениться, поэтому нужно пополнять и актуализировать информацию о его состоянии.

Сложный многоплановый анализ всех аспектов надежности партнера либо конкурента невозможно осуществить одной службе безопасности даже крупной корпорации. В связи с этим за рубежом весьма популярны и востребованы услуги специализированных фирм, так называемых «кредит-бюро». Они помогают делать оценку рыночной ситуации, обзор сектора рынка отдельной отрасли или региона, анализ политической и экономической ситуации.

Их услуги — это оценка организованной преступности и криминогенной обстановки в некоторых регионах, анализ доступных материалов по отдельным политическим фигурам и топ-менеджерам крупных корпораций и банков, а также сферам деловых отношений, таким как: вексельное обращение, медицинское страхование и многим другим.

Доверяй, но проверяй

Особый интерес представляют рекомендации по оценке и предотвращению возможных потерь от действий недобросовестных партнеров.

Процесс заключения договора может быть разделен на три условных этапа: подготовительный (подготовка к подписанию), основной (определение его условий), заключительный (оформление и непосредственное подписание). Каждый этап имеет свою специфику в обеспечении ЭБ. Но именно на подготовительном руководитель должен определить свое отношение к предполагаемому договору, точнее — к потенциальному партнеру. Предельное внимание нужно уделять правовой форме, предусмотренной учредительными документами компании-партнера, поскольку все они имеют разную степень ответственности; а также выяснить:
•подтверждаются ли сведения о госрегистрации предприятия официальными регистрирующими органами: возможно, что лицо является фиктивным;
•соответствует ли юридический адрес регистрации фактическому (проверить факт наличия у компании-партнера собственного помещения, договора и сроков аренды с арендодателем);
•разрешена ли подобная деятельность в уставе компании-партнера, имеется ли лицензия на осуществление данного вида деятельности; в противном случае сделка может быть признана недействительной;
•какова организационная форма компании-партнера, в том числе количество работающих, структура фирмы, система управления, степень ее самостоятельности, наличие филиалов и др.;
•сведения об управленческом персонале предприятия, в том числе образование, наличие судимости, компетентность, деловая репутация;
•рыночный статус, куда входят: контролируемая доля рынка, имидж фирмы, возможность конкуренции с ней, постоянные контрагенты;
•наличие специфических сведений относительно: «теневого оборота», участия в нелегальных сделках, связи с преступными группировками и т. д.;
•полномочия самого подписанта (только первый руководитель на основании устава вправе заключать договор без доверенности). Заключающее сделку предприятие может оказаться уже ликвидированным, а подписант — подставным лицом или мошенником. Обязательно проверяйте паспорт и переписывайте из него все данные, не доверяйте визиткам и удостоверениям.

Если контракт крупный, нужно внимательно проанализировать учредительные и другие документы контрагента, желательно также произвести их предварительную криминалистическую экспертизу.

Она производится, прежде всего, на предмет установления подлинности документов и отсутствия признаков подделки, таких как:
•подчистки, дописки, травления, допечатки, подделки печатей, штампов и подписей;
•в особых случаях следует запросить у потенциального партнера отдельные финансовые документы, например, для контролирующих и правоохранительных органов. Индикаторами низкого уровня ЭБ и наличия теневой деятельности на предприятии служат отчетные экономические показатели. Зачастую манипуляция ими затруднена или невозможна в принципе. К таким показателям относятся: невысокая заработная плата, реализация продукции через посредников по заниженным ценам, низкие налоговые поступления, маленький оборот, регулярные крупные сделки с мелкими фирмами, высокий уровень потребления электроэнергии и пр.;
•при заключении любого возмездного договора, когда придется отдавать деньги по предоплате, необходимо убедиться в наличии и качестве товара, проверить подлинники документов контракта.

После сбора общей информации о партнере следует проанализировать ее и определить степень его надежности как потенциального контрагента. Для этого используются методы рейтинговой оценки либо принимается решение на основании положительных сведений по всем (или большинству) аспектам деятельности фирмы.

В самом общем виде все потенциальные партнеры по степени надежности могут быть разделены на три группы.

Первая — самые надежные. Они выполняют свои обязательства и имеют высокую исполнительскую дисциплину по совершаемым сделкам.

Вторая — партнеры средней степени надежности. Как правило, стараются выполнять свои обязательства, хотя могут иметь место единичные нарушения условий сделок.

К третьей группе относятся партнеры с низкой степенью надежности, которые не выполняют взятые на себя обязательства, используют нелегальные методы, нередко занимаются запрещенными видами деятельности либо связаны с организованными преступными группировками.

Способы защиты

Рекомендовать универсальные способы, надежно защищающие от мошенничества партнеров, невозможно из-за многообразия жульнических приемов. Наиболее важными являются следующие методы защиты:
•не спешите расставаться с собственными деньгами. Товар желательно оплачивать только после его поставки. В крайнем случае, следует выставлять аккредитив с выгодными условиями его раскрытия (после поставки). Вместе с тем, существует вероятность подделки документов, необходимых для раскрытия аккредитива;
•одна–две небольшие сделки, проведенные с новым партнером, не повод думать, что удачной непременно будет и третья, крупная сделка (особенно если при ее совершении деньгами будет распоряжаться партнер);
•при заключении договора о совместной деятельности следует предусмотреть обязательное личное участие во всех основных операциях по совместной деятельности, личный жесткий контроль над расходованием средств и распределением доходов;
•в договоре четко оговаривайте собственные экономические интересы. Если контракт не будет выполнен, по условиям соглашения нужно стремиться получить максимальную компенсацию;
•если предлагаются чрезвычайно выгодные условия контракта, будьте особенно осторожны;
•при заключении договоров на покупку товара и его продажу необходимо контролировать оговариваемые размеры получаемых и выплачиваемых штрафных санкций в случае срыва соглашений;
•если партнер ссылается на солидных учредителей, проверьте это в учредительном договоре;
•всегда проверяйте паспорт и полномочия лица, подписывающего договор, а также совпадение названия предприятия-партнера в тексте договора, в прочих документах и на печати;
•в тексте договора должны отсутствовать ссылки на обязательства других юридических и физических лиц, кроме подписавших его;
•важно быть предельно внимательным в случае, если контракт заключается от имени известной фирмы, а деньги направляются на адрес другого предприятия (даже если последнее называет себя дочерней структурой или региональным представителем известной фирмы);
•проверяйте предоставляемые залоги на предмет их возможного многократного перезакладывания;
•при предоставлении поручительств (гарантий) других организаций проверьте состоятельность поручителя (гаранта) и выясните, давал ли он вообще предоставленную вам гарантию;
•в счетах-фактурах, актах приема-сдачи работ и в накладных всегда проверяйте соответствие указанного в документах и фактического количества и качества поставляемых товаров, а также объемоhttp://director.com.ua/node/add/storyв выполненных работ и услуг;
•строго контролируйте своих сотрудников, не создавайте условия, при которых они могут «продаться» другой фирме.

Сноска:
* Зеркалов Д. В. Рейдеры. Пособие. — К.: КНТ, 2007. — 188 с.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж