Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
«Зеленые почтальоны»: особенности украинского гринмейла | director.com.ua

«Зеленые почтальоны»: особенности украинского гринмейла

Автор статьи: 

Александр КОЗКА

Заглавное изображение: 

Явления рейдерства и гринмейла давно стали неотъемлемой частью рыночной экономики. Не исключение — и украинская бизнес-среда. Хотя термины «рейдер» и «гринмейл» часто объединяют, связывая их с захватами привлекательных компаний или их отдельных активов, все же они имеют определенные различия. В данной статье предлагаем рассмотреть гринмейл как явление финансового шантажа

Мелкие, но шантажисты

Многим руководителям предприятий, юристам-практикам, держателям ценных бумаг уже знакомы основные причины возникновения корпоративных конфликтов. В первую очередь, они происходят из-за наличия большого количества миноритарных акционеров.

Компании, созданные в форме акционерных обществ, успели на собственном опыте убедиться в опасности, исходящей от недовольного мелкого акционера. Как показывает практика, их нередко используют лица, желающие заполучить контроль над прибыльной или обладающей ликвидными активами фирмой.

Под понятием «гринмейл» (от англ. greenmail — «зеленая почта») подразумевается корпоративный шантаж. Он представляет собой комплекс различных действий, предпринимаемых миноритарным акционером в целях вынудить общество или основных его акционеров приобрести акции, принадлежащие этому миноритарию, по весьма высокой цене. Следует отметить, что пока в отечественной юридической терминологии такие понятия, как «гринмейл» или «корпоративный шантаж», отсутствуют. Некоторые специалисты называют гринмейл разновидностью высокоинтеллектуального вымогательства.

Есть и другие определения данного явления, но суть его неизменна и вытекает из самого понятия шантажа: предъявление каких-либо требований под угрозой наступления негативных для объекта шантажа последствий. Практики корпоративных отношений отмечают, что на постсоветском пространстве гринмейл — понятие более емкое, чем на Западе. Оно подразумевает и такие действия, как корпоративная разведка или понуждение общества к совершению юридически значимых действий (например, крупных сделок). Гринмейл применяется не только для того, чтобы заставить компанию-цель выкупить ценные бумаги гринмейлера. Нередко он становится частью юридической схемы, реализуемой при недружественном поглощении. В некоторых случаях корпоративный шантаж может быть и своеобразным способом защиты своих прав мелким акционером-миноритарием.

Появление гринмейла обусловлено несовершенством действующего законодательства, наличием большого количества мелких акционеров и состоянием самой экономики, позволяющей совершать подобные действия, нередко используя коррупционные схемы, а также возможностью достаточно быстро «сделать» большие деньги за чужой счет.

Арсенал средств, используемых при гринмейле, достаточно разнообразен. Сюда входит обвинение руководителей компании-цели в мошеннических действиях, создание системы параллельного менеджмента, проведение альтернативного собрания акционеров и т. п. Деятельность гринмейлеров практически всегда направлена на дестабилизацию обстановки в организации.

Как правило, классический гринмейл всегда осуществляется в рамках законодательства, несмотря на то, что является лишь составной частью целенаправленной кампании так называемого недружественного поглощения. В большинстве случаев, с юридической точки зрения, действия корпоративных шантажистов носят формально законный характер, они всего лишь защищают свои права, предоставленные им законом. Однако на самом деле они являются ничем иным, как системным и заранее спланированным злоупотреблением лицом или группой лиц принадлежащими им правами акционера, защищенными соответствующими нормами корпоративного права.

В качестве цели гринмейлеры выбирают успешно работающие компании и фирмы среднего или малого бизнеса, хотя нередко участвуют в атаках и на «крупную птицу».

Цели, тактика, результат

Среди главных целей гринмейла можно выделить:
— получение необоснованного дохода или отступных в имущественной или неимущественной форме за отказ от претензий;
— продажа пакета акций по завышенной цене;
— получение таких выгод и преимуществ, которые не могут быть законно получены при существующих условиях предпринимательской деятельности.
Для получения прибыли гринмейлеры действуют по двум основным направлениям:
— понуждают компанию-цель выкупить собственные акции либо доли по более высокой цене;
— участвуют в качества отдельного звена в цепи недружественного поглощения.
Их тактика не представляет собой ничего сложного, применяются уже опробованные методы, в частности следующие:
— покупка на рынке ценных бумаг либо у миноритарных акционеров небольшого пакета акций компании-цели;
— агрессивное поведение нового акционера по отношению к руководству компании-цели, проявляющееся в критике способов и средств управления;
— подача всевозможных жалоб в контролирующие, надзорные и правоохранительные органы;
— постоянные безосновательные требования о созыве внеочередных собраний общества;
— подача судебных исков с использованием любых, часто надуманных поводов;
— заявления ходатайств о принятии обеспечительных мер ареста активов общества перед совершением важных для него сделок.
Результат — получение гринмейлером определенных средств (денежных или материальных), так называемых «отступных» за отказ от дальнейших претензий, либо продажа имеющегося у него пакета акций по существенно завышенной цене.
Однако не все враждебные действия, противоречащие интересам крупных акционеров, можно назвать гринмейлом. Иными словами, не нужно путать корпоративный шантаж с недружественным поглощением. При последнем происходит полный захват компании агрессором, тогда как гринмейл больше похож на способ максимально эффективного выхода из предприятия, контроль над которым инициатор гринмейла получить уже не может. Что касается участия (помощи) при недружественном поглощении, то чаще всего в качестве гринмейлеров выступают достаточно мощные структуры, обладающие определенного рода связями и необходимыми финансовыми, юридическими и административными ресурсами. Здесь уже применяются более агрессивные технологии:
— скупка акций у мелких акционеров;
— давление на менеджмент организации путем возбуждения уголовных дел по фактам финансово-хозяйственной деятельности, а также угроз другого рода;
— привлечение контролирующих государственных органов с целью препятствия работе предприятия;
— жесткий прессинг менеджмента компании в СМИ путем публикации компрометирующих материалов (включая возможность скорого банкротства, возбуждение уголовных дел в отношении руководства и т. п.).
Характерная черта тактики гринмейлеров — формальное следование букве закона. Их действия направлены якобы лишь на защиту и осуществление прав мелких акционеров. Но, по своей сути, они носят характер заранее спланированных акций, направленных на получение необоснованного вознаграждения, т. е. злоупотребление принадлежащим и охраняемым законом правом.

Гринмейлеры с успехом используют несовершенство как законодательства, так и судебной системы. Не секрет, что одно только наличие возбужденного производства по судебному делу висит «дамокловым мечом» над нормальным функционированием компании и является достаточно действенным рычагом давления для получения необходимого мошеннику результата.

Однако зачастую сами компании-цели становятся их невольными помощниками, допуская непростительные ошибки в своей защите. Самая распространенная из них — отсутствие консолидации контрольного пакета акций (наличие большого количества миноритарных акционеров).

Кроме того, из-за плохо организованного документооборота допускается небрежность при работе и хранении важных бумаг, касающихся деятельности предприятия. Когда руководство начинает понимать важность налаживания четкого делопроизводства, это мало помогает: вся необходимая информация у гринмейлеров уже имеется.

Конечно же, всегда есть место и человеческому фактору. Нелегко защитить компанию от инсайдера, поставляющего гринмейлерам конфиденциальные сведения и докладывающего обо всех шагах, предпринимаемых менеджментом.

Следует отметить, что на сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует определение корпоративного шантажа, механизмов его выявления и пресечения, оценки ущерба для мажоритарных акционеров, ответственности гринмейлеров перед законом и т. д. Поэтому существуют немалые риски для бизнесменов и инвесторов, которые могут потерять свои средства вследствие недружественных действий гринмейлеров.

Следовательно, с помощью гринмейла можно определенными методами, лежащими в рамках законодательства или не урегулированными им, заставить компанию-цель выкупить ценные бумаги, принадлежащие гринмейлеру. В большинстве случаев это становится частью юридической схемы, применяемой одной организацией при недружественном поглощении другой.

Своя защита

Корпоративный шантаж представляет собой серьезную опасность для слабых компаний в финансовом, юридическом, организационном отношении, а также не имеющих хорошо налаженную систему безопасности и юристов — специалистов по корпоративному праву. Таким организациям сложно противостоять неожиданному давлению. Спасти собственников и менеджмент от проблем способно лишь точное соблюдение ими всех норм законодательства, затрагивающих деятельность компании.

Гринмейлеры практически никогда не нападают на сильные структуры. Поэтому одним из наиболее эффективных методов борьбы с данным явлением становится его профилактика. Она заключается в организации системы защиты от недружественных действий корпоративных шантажистов.

Специалисты по корпоративному праву рекомендуют включать в комплекс защиты следующие мероприятия:
— минимизацию числа миноритарных акционеров;
— максимальное соблюдение предусмотренных законодательством прав акционеров;
— приведение внутренних корпоративных документов предприятия в соответствие с правовыми нормами (урегулирование процедур и действий, которые могут стать основанием для начала корпоративного конфликта);
— передача реестра акционеров независимому держателю;
— мониторинг состояния личных лицевых счетов в реестре;
— контроль над доступом к инсайдерской информации компании;
— противодействие утечке данных и постоянная проверка лояльности менеджмента (наличие внутреннего положения, регламентирующего правила и порядок предоставления сведений, касающихся деятельности организации)

В дополнение к этому рекомендуется определить своеобразную «группу риска». В нее включают держателей акций, склонных поддаться на уговоры гринмейлеров о продаже ценных бумаг. Для этого необходимо обозначить такой круг лиц, установить количество ценных бумаг, находящихся у руководства компании, простых сотрудников, уволенных и пенсионеров. Именно представители последней группы с готовностью реализуют акции всем, кто предложит устраивающую их сумму.

Не следует упускать из вида работу с реестром акционеров. Рекомендуется передоверить его ведение профессиональному реестродержателю. В случае начала корпоративного шантажа или прямой рейдерской атаки его изъятие затруднится. Кроме того, реестродержатель будет оперативно информировать руководство компании и мажоритарных акционеров о движении ценных бумаг: кто продал, кто купил и т. п. Обычно такую обязанность реестродержателя прописывают в соответствующем договоре о хранении (ведении) реестра ценных бумаг.

Безусловно, все эти мероприятия станут наиболее эффективными, если осуществить их до момента, когда предприятие подвергнется нападению корпоративных вымогателей. Специалисты советуют никогда не терять бдительность и быть готовыми к отражению нападения — при большом желании и грамотных действиях гринмейлеров брешь в обороне компании-цели обнаружить можно всегда.

Кроме того, существует мнение о том, что корпоративный шантаж в определенном смысле способствует естественному отбору руководителей. Наличие гринмейлеров вынуждает руководство более организованно подходить к работе, препятствовать «размыванию» активов, неукоснительно соблюдать процедурные вопросы корпоративного управления.

В Украине гринмейлеры работают достаточно тихо, по крайней мере, случаи применения указанных технологий шантажа особо не афишируются как самими гринмейлерами, так и их жертвами. Обычно гринмейл по-украински предусматривает участие мелких миноритарных акционеров, чаще всего физических лиц, в корпоративных конфликтах в качестве «пешек». В подобных случаях иски обиженных владельцев нескольких акций якобы случайно совпадали с интересами неких финансово-промышленных групп.

В связи с тем, что гринмейл в классическом его виде все чаще появляется в бизнес-среде Украины, этой проблеме необходимо уделять должное внимание и на законодательном уровне. Иначе последствия корпоративного шантажа отрицательно скажутся не только на деятельности отдельно взятой компании, но и на экономике страны в целом.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж