Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
На пороге телереволюции | director.com.ua

На пороге телереволюции

Автор статьи: 

Олег СТЕФАНЮК,
президент компании SV-consulting

Для каждого из нас телевидение давно уже стало обыденным и привычным. Кадры из известного всем фильма «Москва слезам не верит» о великом будущем телевидения сейчас вызывают теплые воспоминания у людей старшего поколения и непонимание, граничащее с безразличием, у молодежи. Да, телевидение завоевало умы, покорило мир, но вместе с тем ситуация с его распространением и популярностью далеко не так однозначна

Плоскость изменений

В мире еще достаточно зон, на территории которых телевизионный сервис до сих пор не доступен. Услуга телевидения не доступна, конечно же, не в силу отсутствия технической возможности. Технология с появлением спутников раз и навсегда разрешила эту трудность. Проблема заключается, прежде всего, в уровне жизни населения. У кого-то есть все, а у кого-то — совсем ничего либо так мало, что отнюдь не до спутниковой тарелки и тюнера стоимостью в сотню американских долларов. Однако в так называемой цивилизованной части мира телевидение, по мнению автора, уже пережило пик своей актуальности и популярности. Все больше семей не смотрит телевизор вообще либо делает это крайне редко.

Причины этого явления лежат, скорее всего, в плоскости социальных изменений в обществе, и говорить об этом можно долго и много. Все же основная масса телевизор смотрит. Конечно, сама услуга прошла десятки лет технической эволюции, полностью подчиняясь требованиям человека. И в какой-то момент сама подчинила себе человека. Сами того не замечая, мы стали хотеть смотреть то, что нам искусно навязывают с голубого экрана, носить то, что нам навязывают, лечиться тем, что рекомендуют, вести себя как герои сериалов и голосовать за тех, кто больше денег вложил в свою предвыборную кампанию и телевизионную рекламу.

Рожденные «в подполье»

Начиналось все с одной программы, которая прекращала свое вещание к 23:00, и то лишь в крупных городах. Со временем количество программ увеличивалось, ТВ стало цветным, цифровым, HD и т. д. Тут смело можно ставить запятую. Это только дополнительные функции, которые, как, к примеру, передача запаха, часто не несут революционных перемен, а лишь добавляют новые ощущения, не все из которых по-настоящему окажутся востребованными на рынке. Гораздо серьезнее выглядит появление новых технологий и платформ. Наиболее фундаментальным и серьезным сервисом стало интерактивное телевидение. Данную услугу новинкой уже не назовешь. IPTV (Internet Protocol Television) уже получило вполне приличное распространение среди телекомуслуг, в том числе во многих городах Украины. Рождался этот сервис как подпольный. Специалисты знают о нем давно, и услугой этой с удовольствием пользуются уже сотни тысяч абонентов только в нашей стране. Десятки небольших провайдеров запускали интерактивное телевидение как инструмент для удержания своих интернет-пользователей. То есть сначала, в борьбе с многочисленными конкурентами, интернет-провайдеры и операторы телефонной связи стали предлагать подпольное видео и аналоговое телевидение. Они и сейчас продолжают работать на рынке. Как правило, это старожилы украинского телекома. Некоторые из них начинали с телевидения, позже стали предлагать Internet. Другие начинали с телефонии, потом были вынуждены добавлять к пакету своих услуг Internet, в некоторых случаях телевидение. Как правило, эти операторы за каждую услугу брали и продолжают брать с абонента отдельную плату.

Позже стали появляться новые проекты — стартапы (Startup). Сети этих проектов наиболее современны и используют последние разработки в области Internet и цифрового ТВ. Скорость трафика в таких сетях высокая, что и дало возможность реализовать услугу IPTV. Безусловно, она в первую очередь рассчитана на людей молодого и среднего возраста, хорошо знакомых с Internet. IPTV обеспечивает доступ к сотням телевизионных каналов, к фильмотекам, насчитывающим тысячи фильмов, и всем интернет-сервисам со своего телевизионного приемника. Молодежь классическим ТВ особо не интересуется, она давно «подсела» на свои персональные компьютеры и смартфоны, привыкла смотреть и «качать» все необходимое из Всемирной паутины. Однако IPTV создает комфорт. Телевизионные каналы рассортированы по отдельным разделам, фильмы разнесены по каталогам, качество приличное, а возможностей и сервисов — огромное количество.

Пользователь может претендовать на широкий набор дополнительных услуг, связанных, прежде всего, с потреблением контента, среди которых — Video on Demand (VoD), Network Personal Video Recorder, Electronic Program Guide, TVoIP, Time Shifted TV, Near Video on Demand; а также ряд дополнительных сервисов (Information Portals, Games, Video Telephony, Voting и др.).

Нерешенные проблемы

Тем не менее, Internet пока остается Интернетом. Скорость переключения программ не сразу принимается теми, кто привык к классическому ТВ-ящику и пульту. Долгое время эти сети, что называется, были вне закона: IPTV не подлежало лицензированию. Все, кто предоставлял эту услугу, находили лазейку в подаче этого сервиса как тестового и отдельной платы за него, в дополнение к услуге Internet, не брали. Так что подобная деятельность выглядела, мягко говоря, сомнительно с точки зрения законности. Не в последнюю очередь это было связано с вопросами легальности трансляции ТВ-каналов и использования видеоконтента.

Сразу следует отметить, что все эти проблемные вопросы не потеряли своей актуальности и ныне. Однако прошедший год многое изменил. Многие провайдеры сейчас больше не транслируют телевизионный контент без легальных договоров с правообладателями. С фильмами ситуация сложнее. В этом вопросе имеются юридические коллизии и откровенные парадоксы. Наверное, за видеоконтент платить нужно. Неоднозначность позиции объяснить несложно.

В этом вопросе мир в буквальном смысле раскололся надвое. Одна половина уверена в том, что все фильмы и музыку можно и нужно скачивать из Internet и распространять бесплатно. Оппоненты же уверены в необходимости соблюдения и защиты авторских прав. Это и борьба, и война. Пока неясно, кто кого победит, но государства всего мира формально пребывают на стороне авторских прав и законов, их защищающих. Крупные медиахолдинги Украины также не стоят в стороне. Телевидение — это власть, политика, огромные деньги. А деньги обеспечивает реклама, стоимость размещения которой ежегодно растет и растет ощутимо — в среднем на 15–20 % за год. Рекламный бюджет — это «святая корова», которую оберегают и посягательство на которую чревато.

В поисках выхода

Уход видео в Internet — это далеко не новость. Это вопрос, который предвидели эксперты еще в начале 2000-х. Вслед за видеоконтентом в Internet уходит и реклама. Видеомагнатов же переход телевидения в компьютеры, планшеты и смартфоны огорчает. Права на трансляцию телепрограмм в нашей стране провайдеры могут купить, но транслировать эти программы легально можно только на классические телевизионные приемники.

Можно использовать для этого и Internet с модемами, присоединенными к телевизорам, только к ним. Построение и содержание сетей, особенно на базе современных технологий и с поддержанием таких сервисов, как легальное IPTV, обойдется недешево. Наконец IPTV в Украине лицензируется, и это тоже дорого. Маленькие и средние компании, хоть и не без проблем, но лицензии получают. Крупные же игроки рынка получить такие лицензии почему-то не могут. Одни, видимо, пока не готовы технически, для других это дорого, ведь речь идет практически о национальном покрытии, третьим их просто не выдают.

Кроме того, многим приходится заключать договоры и ежемесячно платить телевизионным каналам. Абонентская база не растет, что определяется низкой покупательной способностью населения Украины. Провайдеры в борьбе за перетягивание клиента существенно снизили цены. В их сетях появилась группа «мигрантов», которые бродят от акции к акции и меняют провайдера, как только у последнего заканчивается акция с бесплатными месяцами «в подарок». В результате, как обычно происходит в таких случаях, бизнес ищет выход и находит его.

Выход из ситуации

Немногим более года назад на отечественном рынке стало известно о платформе ОТТ (Over the Top). Это решение позволяет передавать телевизионные программы и предоставлять к просмотру фильмы лишь при наличии хорошего Internet. И неважно, кто ваш провайдер или оператор. Для клиента — это плюс. Нашел, к примеру, зону Wi-Fi и смотри через свой ПК, планшет либо смартфон телевизионные программы.

Тем не менее, не для всех это оказалось приятным. Как только первые ОТТ-провайдеры начали тестировать свою модель, на улицах стали раздавать карточки с кодами доступа к услуге — об этом заговорили СМИ, все медиахолдинги объявили этому «безобразию» настоящую войну. Пускать телевизионный контент в компьютерные сети никто пока не собирается. Как пересчитать абонентов, как выставить реальный счет мигрирующим тысячам пользователей со смартфонами в кармане? Вопрос возник и с лицензированием. Допустим, провайдер купил лицензию IPTV на какую-либо территорию. Абонент же активировать свою карточку и пользоваться услугой может, где ему вздумается, в том числе на территории, лицензию на которую провайдер не покупал!

Посыпались письма и претензии, угрозы по расторжению договоров на право вещания, в отдельных случаях — разрывы действующих договоров. Никто на сегодняшний день не согласен предоставлять права на трансляцию телевидения на персональные компьютеры. Это касается, кстати, не только отечественных телехолдингов, но и хорошо известных и популярных во всем мире собственников телеконтента. Без имен. Борьба за деньги, борьба за рекламу. Кое-что в этом направлении, видимо, изменится в скором времени, но не будет ли поздно? Некоторые крупнейшие медиахолдинги одобрили «снятие блокады» для рынка США. Остальные же страны пока вне игры. Вновь бизнес ищет выход и находит его. На смену ОТТ приходит Торрент-TV. Эта платформа, по мнению автора, больше похожа на «революцию низов». Ее желают и берут сами пользователи. И никто не тратится на рекламу.

Технологическая платформа простая и дешевая. Принцип торрентов неизменен — смотришь и отдаешь одновременно. Качество хорошее. Точка присоединения — любой безлимитный Internet или зона Wi-Fi. Легальности — ноль! Практически весь ТВ-контент просто воруется. Никаких договоров с правообладателями. Борьба теоретически возможна. Рынок — все русскоязычное население планеты, имеющее доступ к Internet. Есть тут и слабая сторона. Как на этом заработать? Те, кто попробовал раздать бесплатные карточки доступа к ОТТ-сервису, получили на 100 тыс. розданных карт примерно 5 % подключившихся клиентов. Однако стоило лишь попробовать сделать этот вид «свободного ТВ» платным, как «абонентская база» тут же уменьшилась в 20 раз! И это далеко не «End of Story». В данном случае хорошо работают рекламные модели. Стоит набрать базу клиентов в несколько сот тысяч, и деньги, получаемые от рекламы, делают этот бизнес крайне привлекательным. Рекламщики на эту нишу уже отреагировали, в Internet имеется немало предложений. Есть, правда, и у этой технологии своя «ахиллесова пята». Но не стоит, наверное, раскрывать все карты. Пусть кто-то обнаружит ее сам…

Какой же вывод можно сделать? Борьба будет. Будут защищаться, закрывать, ловить, блокировать. Однако, по мнению автора публикации, куда разумнее было бы договориться еще до того, как получили «тотальный торрент» (хотя далеко не факт, что это явление не появилось бы рано или поздно без «помощи» медиахолдингов).

Финансовый аспект

По данным Informa Telecoms & Media, в 2012 году мировой рынок ОТТ в денежном исчислении составил $10,6 млрд, при этом, по прогнозам аналитиков Informa Telecoms & Media, совокупный годовой темп роста (CAGR) составит 32 %. По оценкам компании Multimedia Research Group, к 2017 году общий объем рынка ОТТ вырастет, по сравнению с 2012-м, в 3 раза, достигнув $32,7 млрд. Аналитики прогнозируют, что из данной суммы доходы от рекламы составят 49 %, от подписки — 37 %, от продажи контента — 14 %.

Уже сейчас сервисы OTT предоставляют такие компании, как: Amazon.com Inc., Yahoo! Inc. (Video Service), Blockbuster Inc., Apple Inc., Disney, BBC (I-Player), Google/YouTube, Microsoft, Sonic Solutions (CinemaNow), Sony (OTT Service) и многие другие.

Общий объем соседнего с нами российского рынка OTT-сервисов за 2012 год вырос, по сравнению с 2011-м, на 95 % и составил в прошлом году сумму порядка $40 млн. К 2016-му в РФ, по сравнению с 2012 годом, ожидается увеличение рынка ОТТ в 13 раз, при этом доходы операторов составят $600 млн. Из этой суммы доходы от рекламы составят 44 %, от продажи контента и подписки — 56 %.

В 2012 году в России насчитывалось свыше 13 млн пользователей ОТТ. К 2016-му ожидается, что число абонентов возрастет более чем в 3 раза, достигнув 40 млн. ОТТ-сервисами занимаются серьезные игроки рынка телекоммуникационных и информационных услуг. Среди них — телеканалы (СТС и Первый канал), телекомоператоры («Ростелеком», «Мегафон» и МТС). Самое время задуматься и украинскому медийному сообществу. Ограничения и сдерживания не остановят развитие рынка. По крайней мере, если и остановят, то ненадолго. Что касается последствий, то они не предсказуемы.

Пока же украинские ассоциации и общественные организации явно идут на поводу у доминирующих медийных холдингов. За последнее время, как минимум, четыре крупных оператора связи и телевидения заявили о своем намерении выйти на рынок IPTV, а также осваивать платформу ОТТ. Одну компанию чуть было не привлекли к юридической ответственности за отсутствие договоров с правообладателями, другая не может получить у государства лицензию. То есть не просто получить — купить! И речь идет отнюдь не о копейках!

Совершенно естественно, что все нормальные предприниматели желают работать и спать спокойно. Миллионы людей хотят смотреть ТВ на своих смартфонах, Iphon’ах и т. д. Так что нужно находить форму для сотрудничества, а не загонять данный бизнес в глубокую тень. Иначе проблемы телемедиахолдингам гарантированы, и это лишь вопрос времени.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж