Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Эмоциональный интеллект | director.com.ua

Эмоциональный интеллект

Автор статьи: 

Светлана СИМОНЕНКО,
управляющий партнер компании Detech

Заглавное изображение: 

В последние несколько месяцев в прессе наблюдается бум публикаций о так называемом эмоциональном интеллекте (EI). Встречаются даже обсуждения наподобие таких: «Какому кандидату отдать предпочтение при приеме на работу: с высоким IQ или с высоким EI?». Данная тема внезапно стала очень популярной, хотя довольно стремительно развивается с начала 90-х годов XX века, а истоки ее вообще лежат в начале 20-х

У истоков

В 1920 году американец Эдвард Ли Торндайк впервые ввел в психологию понятие «социального интеллекта» для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». В настоящее время определение эмоционального интеллекта звучит так: «EI — это способность человека оперировать эмоциональной информацией, т. е. той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций». Согласно теории Сэловея и Мейера, опубликованной в начале 90-х годов, EI складывается из четырех навыков:
1. Точность оценки и выражения эмоций (умение оценить свои и чужие эмоции по физическому состоянию и мыслям, а также корректно их передать).
2. Использование эмоций в мыслительной деятельности (понимание того, как, применяя их, мыслить эффективнее, смотреть на мир под разными углами).
3. Понимание эмоций (здесь в большей степени имеется в виду умение проследить связь между словами или действиями и эмоциями, то, как одна эмоция вытекает из другой, а также умение предвидеть то, как она будет развиваться в дальнейшем).
4. Управление эмоциями (умение управлять своими и чужими эмоциями, вызывать их и отстраняться от них).

EI — это умение человека общаться, взаимодействовать с другими людьми. В настоящее время EI нередко противопоставляется по важности традиционному понятию интеллекта (IQ). Исторически под интеллектом подразумевают разум человека, его умственные способности: умение извлекать опыт, приспосабливаться, применять полученные знания для управления окружающей средой, абстрактное мышление. Условно говоря, это способность человека осознавать и решать проблемы и задачи.

Вопросом измерения интеллекта люди задались еще в конце XIX века. Основоположник математической статистики Карл Пирсон был главой лаборатории, где занимались измерениями интеллекта и евгеникой. Разработчик же многих методик статистики, в частности факторного анализа, Чарльз Спирмен работал над этими методиками в ходе создания модели интеллекта.

В 1912-м немецкий ученый Вильям Штерн ввел понятие IQ — «коэффициент интеллекта». Разработки методов его измерения велись в течение многих лет, в результате чего были созданы «тесты IQ».

Популярно, модно, специфично…

Эти тесты до недавнего времени пользовались огромной популярностью и применялись буквально везде: при приеме на работу, при поступлении в вузы и т. д. Их высокими результатами можно было «козырнуть» в компании знакомых и незнакомых людей.

В данном случае речь идет об измерении интеллекта в некотором общем смысле. Но если задать вопрос «Что такое интеллект?» двум разным людям, мы получим разные ответы, в зависимости от того, что человек считает наиболее важным и практичным. Для индейцев реки Амазонки, например, это способность различать тысячи видов растений, выделять из них ядовитые. В современном обществе под интеллектом можно понимать способность решать задачи и манипулировать сложными техническими приспособлениями. Критерий интеллекта, следовательно, прежде всего практический.

Чарльз Спирмен предполагал, что интеллект (он называл его «общий интеллект») — это способность человека хорошо справляться с большинством заданий. Те, кто плохо выполняет их, испытывают недостаток интеллекта. Однако данное определение вызвало споры о том, может ли такое гипотетическое понятие, как «общий интеллект», охватить все возможные области задач, решаемых человеком. Главным доводом против этого являлся тот факт, что существуют варианты, когда человек, плохо выполнив некоторые задания, другие выполнял отлично.

Последующие исследования пролили свет на эту проблему. Выяснилось, что наряду с «общим интеллектом» существуют также специфические способности, которые может иметь тот или иной человек и которые делают его успешным в определенной области, т. е. даже высокий уровень интеллекта не является самостоятельно достаточным условием для успешности человека как лидера.

В профессиональной среде мы должны на основании практического критерия выделять существенные составляющие интеллекта, чтобы потом, основываясь на оценке, быть способными выделить тех людей, которые хорошо выполняют работу, и тех, кто делает это хуже.

Вопрос не так прост

По мере продвижения человека по карьерной лестнице все большую роль начинают играть такие навыки, как: умение вести переговоры, держать ситуацию в своих руках, способность расположить к себе собеседников, выбирать решения, верные с политической точки зрения, и т. д. Если сконцентрироваться на топ-менеджменте компаний, начинает казаться, что навыки, характерные для EI, важнее, чем те, которые отображают IQ человека. Однако мы забываем о том, что позиция в топ-менеджменте компании — это скорее вершина горы, для подъема на которую требуется, в первую очередь, именно интеллект в традиционном его понимании.

Так, на портале Vedomosti вышла публикация о роли интеллекта в успехе руководителей, повлекшая за собой дискуссию, в том числе о роли EI. Один из ее участников — глава фармацевтической компании, заявил следующее: «85 % успеха личностей, занимающих на руководящие посты, определяется эмоциональным интеллектом, тогда как на долю математического приходится всего 15 %». По его мнению, при приеме на работу следует оценивать кандидата в большей степени с позиции таких качеств, как эмпатия, самоосознание (умение адекватно оценить свои преимущества и недостатки) и самоконтроль. Данная точка зрения порождает вопрос: «Как же были получены эти 85 %, и что они означают?».

Недавно сайт careerbuilder.com опубликовал результаты исследования, проведенного среди 2600 менеджеров, принимающих участие в найме персонала: 71 % опрошенных считают эмоциональный интеллект сотрудника важнее его IQ; 75 % руководителей, при прочих равных условиях, будут, по их собственному признанию, продвигать человека с более высоким EI. При этом нужно понимать, что речь идет о субъективном мнении, а не об аксиоме.

Такие ответы респондентов связаны с тем, что проблема общения на высоком должностном уровне стоит действительно остро. Дело в том, что EI зависит от черт характера человека. У одних имеются предпосылки к общению и завязыванию отношений, и они делают это естественно, а у других с этим определенные трудности. Довольно часто менеджеры не обладают такой важной способностью, как эмпатия. Рациональная, решительная натура во многом помогает им «подняться наверх», а затем начинаются проблемы, поскольку на первый план выходят политика, дипломатия, умение прийти к консенсусу.

Выявить и развивать?

Что же делать в таком случае? При наличии способностей навыки общения и взаимодействия с людьми можно в себе развивать. Если же подобные данные отсутствуют, нужно научиться обращать внимание на определенные моменты. Зачастую руководители, не обладающие личностными качествами, отвечающими за эмоциональный интеллект, со временем учатся просчитывать реакцию людей в той или иной ситуации, что во многом заменяет им природное чутье.

Таким образом, противопоставление эмоционального интеллекта интеллекту в его традиционном понимании в корне не верно, поскольку они взаимозависимы. Исследование Detech 2008 года показало, что способности человека коррелируют с такими компетенциями, как работа в команде, ориентированность на клиента, построение отношений, т. е. формально с теми чертами, которые относят именно к эмоциональному интеллекту (причем коэффициент корреляции достигает 0,37–0,4, что является высоким показателем).

Другое исследование Detech, призванное ответить на вопрос: «Зависит ли успешность руководителя от его интеллекта?», дало весьма интересный результат. Было выяснено, что взаимосвязь интеллекта человека и его эффективности как менеджера существует, однако носит нелинейный характер. Низкие интеллектуальные способности негативно влияют на эффективность лидерского поведения менеджера, причем это влияние настолько значимо, что результаты тестов способностей можно рассматривать как индикатор наличия лидерского потенциала и строить прогнозы относительно успешности того или иного индивида как лидера.

Стало быть, EI — это своего рода «надстройка» над IQ: без развитых интеллектуальных способностей невозможно стать лидером, но для того, чтобы быть успешным в этой роли, необходим эмоциональный интеллект. Последний можно развить, используя простые техники.

Например, помня о том, что эмоции других людей важны, вы будете обращать на них больше внимания, замечая реакции, прежде ускользавшие от вас. Это позволит управлять поведением людей, даже не имея соответствующих природных данных для этого. Можно ли развить в себе интеллектуальные способности? До какого-то уровня человек действительно способен развивать их в себе, стараться выполнять задачи, объективно сложные для него. Можно освоить определенные подходы к анализу проблем и алгоритмы решения типовых задач.

Однако новые сложные задачи будут по-прежнему требовать от человека большого напряжения. Их выполнение из-за нехватки природных данных будет отнимать много сил и времени, что приведет к «перегоранию» человека, вплоть до серьезных проблем со здоровьем.

Отсюда можно сделать вывод, что первичным критерием успеха лидера, хоть и недостаточным, являются именно интеллектуальные способности. Без них этот успех невозможен, тогда как наличие эмоционального интеллекта как дополнения облегчит этот путь и поможет удержать достигнутые позиции.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж