Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Искусство быть лучшим работодателем | director.com.ua

Искусство быть лучшим работодателем

Автор статьи: 

Алексей ГОШ

Заглавное изображение: 

Быть в числе лучших работодателей мечтают многие компании. Такой статус предоставляет множество выгод: снижение текучести кадров, преимущество при приглашении ценных и перспективных сотрудников, гибкое отношение персонала к «непопулярным» решениям, его поддержку в достижении тактических и стратегических целей, высокую репутацию и т. д. Таким образом, благосклонность сотрудников — уже работающих и потенциальных — необходимое условие для устойчивого и стабильного развития бизнеса

Создать привлекательное место работы, не говоря уже о мечте профессионалов, — задача чрезвычайно сложная. Неискренность или непоследовательность действий в этом направлении всегда приводит к обратному эффекту. Тем не менее, некоторым компаниям удается стать желаемой целью для лучших профессионалов. Устои во многих из таких организаций уже обросли легендами, а фотографии их живописных и инновационных офисов давно облетели Интернет. Можно только представить, сколько программистов, знакомясь с условиями работы в Google, представляли себя на месте везунчиков, которые обосновались в калифорнийской штаб-квартире корпорации. Из разряда таковых — крупнейшая логистическая компания FedEx.

Недавно журнал Fortune опубликовал новый список 25 лучших глобальных работодателей под названием Great Place to Work. Первую позицию занял крупнейший в мире производитель ПО — Microsoft. Корпорация создала мощную программу поддержки персонала, оказывая значительную помощь сотрудникам во время крупных событий. Сорок оплачиваемых часов в год каждый из них имеет право потратить на волонтерство.

На втором и третьем месте в рейтинге находятся разработчики IТ-решений SAS и NetApp. Первый из них является создателем бесплатной и эффективной образовательной программы Curriculum Pathways, второй исповедует чрезвычайно чуткое отношение к сотрудникам компании, включая персональные поздравления со стороны президента.

Четвертое место в «табеле о рангах» занимает упомянутый Google, чьи заслуги как работодателя широко известны. Замыкает пятерку лучших ведущая логистическая компания США FedEx, которая успела внедрить множество инновационных способов мотивации своих сотрудников. Поощрение персонала и поддержка его прогрессивных стремлений — часть ее стратегии.

Одно видение, один голос

Свою первую посылку FedEx отправила 17 апреля 1973 года. Основателем новой логистической компании стал Фредерик Смит, использовавший для открытия бизнеса деньги отца, заработанные во время Великой депрессии, и средства внешних инвесторов. Несмотря на большой оптимизм, поначалу дела шли не очень успешно. Поговаривают, что первую зарплату своим служащим Смит смог выдать только после крупного выигрыша в казино. Но вскоре растущее недоверие к государственной почте и крупная забастовка в UPS помогли добиться значительного успеха. Для оперативной доставки грузов молодой предприниматель приобрел собственные самолеты и автомобили, а также обозначил главный пункт управления — город Мемфис. Каждую ночь он превращается в огромный «муравейник» и является всеамериканским туристическим центром.

В 1978 году FedEx выставила свои акции на продажу. Активное использование инноваций позволило усовершенствовать технологии с гарантией срока доставки писем и посылок практически со 100-процентной точностью. В 1983-м FedEx становится первой компанией, которая, благодаря исключительно собственной деятельности, заработала $1 млрд.

Сегодня она представляет собой большую корпорацию, охватывающую своей деятельностью 212 стран и по-прежнему доставляющую корреспонденцию клиентов за 24–48 часов. Ее штат насчитывает 143 тыс. работников. Если в центре внешней политики компании находятся лояльность бренда и высокий уровень обслуживания клиентов, то внутри всем «управляют» ее сотрудники. Данная стратегия нашла свое признание в виде множества международных наград, среди которых и звание Most Admired Company, присуждаемое журналом Fortune компаниям с наивысшим уровнем репутации. Создав эффективную внутреннюю коммуникационную систему и обеспечив персонал широкими социальными гарантиями, топ-менеджмент добился высокой степени лояльности сотрудников. Сто тридцать специалистов по коммуникациям, применяя различные инструменты, в том числе и крупнейший в Америке корпоративный телеканал FXTV, воплощали в жизнь слоган компании «Одно видение, один голос» («One Vision, One Voice»).

Не отставали от коллег и специалисты по работе с персоналом. Благодаря их усилиям работники FedEx получили право бесплатного передвижения на самолетах компании, а также гарантированное вознаграждение за инновационные предложения, размер которого составляет $25 тыс. Важным вектором деятельности FedEx является увеличение репутационного капитала в регионах, представляющих наибольший интерес. Крупные инвестиции в благотворительные проекты, осуществленные перевозчиком в США, Франции и на Филиппинах, утвердили ее в глазах местных жителей как компанию с наивысшим уровнем корпоративного гражданства.

Кризисы работе не помеха

Высокий уровень репутации компании среди заинтересованных групп как внутри, так и вне ее, наравне с эффективной коммуникационной стратегией, не раз способствовал ее безболезненному выходу из сложных ситуаций.

Самый тяжелый кризис за всю историю корпорации возник в FedEx осенью 1998 года, когда ее пилоты объявили о намерении начать всеобщую забастовку. Впервые 3300 сотрудников объединились против своего руководства. Под удар было поставлено все, в том числе своевременная доставка грузов, лояльность клиентов, уверенность работников в своем будущем и важнейшее достижение за 25-летнюю историю организации — репутация надежного перевозчика. Топ-менеджмент осознавал, что даже угроза начала забастовки в предрождественский сезон несла большие риски для инвесторов, клиентов и сотрудников. Пилоты отчетливо понимали всю правильность выбранного момента.

Избежать серьезных последствий была призвана специально разработанная двухуровневая коммуникационная стратегия. В национальных масштабах FedEx максимально сократил частоту упоминания о возникших сложностях, сосредоточив внимание СМИ на том, что переговоры проходят в благоприятной обстановке и компания имеет альтернативные способы выполнения пожеланий потребителей. Кроме того, была донесена мысль о том, что она располагает полной поддержкой со стороны инвесторов и партнеров. К числу последних относилась компания Williams-Sonoma, являющаяся крупным продавцом товаров по каталогам.

На локальном уровне перевозчик, наоборот, выбрал агрессивную коммуникационную стратегию. В отдельных регионах, особенно в тех, где жили пилоты, организация проводила массированную информационную кампанию. Ее главным посланием было утверждение о том, что забастовка не является лучшим выходом из ситуации и может негативно отразиться на остальных сотрудниках корпорации и местных общинах.

Такая позиция FedEx способствовала формированию положительного общественного мнения. В этот момент она ввела в переговорный процесс «тяжелую артиллерию» в виде своего основателя и управляющего директора Фредерика Смита, что значительно усилило позиции руководства FedEx.

В результате крупные масс-медиа достаточно быстро потеряли интерес к этой истории, с большей охотой отображая в своих публикациях стремление перевозчика увеличить долю в электронной торговле, нежели действия топ-менеджмента в условиях возможной забастовки. Подобным образом отреагировал на кризисную ситуацию и фондовый рынок. Если в период максимального обострения отношений между руководством и пилотами цена акции снизилась с $60 до $43, то в скором времени она повысилась до рекордной отметки — $90 за акцию.

6 секретов успеха

В истории компании не раз возникали ситуации, демонстрирующие особое отношение ее руководства к персоналу. Высокая оценка проводимой политики со стороны авторитетного издания Fortune — хорошее тому подтверждение. За последние 12 лет FedEx 11 раз занимала ведущие места в ежегодном рейтинге лучших работодателей. По мнению вице-президента компании Джуди Эдж, все дело в эффективности их концепции управления «Люди — Услуги — Доход», реализуемой в указанной последовательности с первого дня появления бизнеса.

Существует шесть правил, которые помогают FedEx быть в числе наиболее желанных мест работы:
1. Следует ставить людей на первое место! Часто можно наблюдать, как во многих крупных компаниях новые технологии, стремление к глобальному лидерству, коммуникации стали главными приоритетами. Руководство FedEx считает, что мощное конкурентное преимущество заключается в выявлении и удержании талантливых и перспективных специалистов.
2. Делитесь информацией и слушайте! Сотрудники являются ключевой заинтересованной группой, с которой FedEx поддерживает контакт с помощью регулярных рассылок, блогов, встреч, мероприятий и корпоративного ТВ-канала. Обратную связь топ-менеджеры организовывают, используя специальные исследования и опросы глав подразделений. Сотрудники нередко становятся источником прогрессивных идей и инноваций.
3. Поддерживайте баланс между работой и внерабочей жизнью сотрудников! Разделение работы между несколькими сотрудниками и гибкий рабочий график — мощный мотивационный фактор. Каждый работник FedEx чувствует поддержку коллег в сложные периоды, зная, что его обязанности будут выполнены. Также в корпорации существует возможность согласовать свой рабочий график с нуждами семьи, образованием, личными целями.
4. Поддерживайте инициативу и развивайте талант! Всесторонние интересы сотрудников и их потенциал могут усилить позиции компании. Их креативные, культурные, коммуникативные и другие навыки делают ее продукцию и услуги лучше. FedEx реализует ряд программ по развитию лидерства и коучинга, увеличивая роль женщин и национальных меньшинств в работе организации.
5. Помогайте обществу! Активная социальная позиция повышает лояльность сотрудников. Выбирая направления для благотворительности, FedEx в большинстве случаев основывается на мнении и предпочтениях своих работников, выявляя их во время специальных опросов. Помимо роста репутации среди местных потребителей, компания получает тысячи активных волонтеров из числа своего персонала.
6. Не забывайте поощрять и награждать! Признание заслуг и успехов сотрудников внутри компании — часть ее корпоративной культуры. 92 % менеджеров являются ее «воспитанниками». Существует также множество наград и премий, вручаемых работникам за разные заслуги. Так, например, обладателями награды Bravo Zulu становятся члены коллектива, продемонстрировавшие выдающиеся достижения в своей работе.

Лучший работодатель по-украински

Помимо глобальных рейтингов репутации, в большинстве стран существуют и местные исследования ведущих работодателей. И Украина не исключение. В нашей стране проводятся разные экспертные изучения деятельности крупнейших компаний. Одним из самых известных и авторитетных является исследование «Наиболее уважаемые работодатели Украины». Его организаторы — компании Reputation Capital Group и HeadHunter, в рамках этого ежегодного проекта изучают уровень репутации международных и национальных компаний как работодателей.

Согласно результатам исследования, в 2011 году лучшими международными компаниями, по мнению отечественных респондентов, стали: Microsoft, IBM, Нewlett-Рackard, GlaxoSmithKline и Procter & Gamble. Среди украинских компаний в топ-5 работодателей с наиболее высокой репутацией вошли: Roshen, SKM Company Group, Metinvest Group, DTEK и Kyivstar.

Исследуя деятельность предприятия, организаторы изучения также определили факторы, влияющие на формирование репутации работодателя.

Так, сокрушительный удар по авторитету компании в глазах ее действующих и потенциальных сотрудников наносят беспричинные увольнения, понижение заработной платы, негативные отзывы о данной организации, низкое качество продукции и услуг, а также отсутствие перспектив карьерного роста. К тому же, респонденты отметили, что существенную роль при выборе места работы играет репутация руководителя компании. Для 53,8 % опрошенных данный фактор имеет большое или чрезвычайное значение.

Украинский проект реализовывался по оригинальной методике WorkRep, разработанной и применяемой глобальным лидером в области репутационного менеджмента — компанией Reputation Institute. Данная методика включает эмоциональное отношение к работодателю, рациональное (система поощрений, лидерство на рынке, продукты и CSR, условия труда, профессиональный рост), поддерживающее поведение (индикаторы, показывающие степень готовности поддерживать компанию своими действиями).

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж