Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Корпоративное обучение персонала — скрытый резерв для успеха компании | director.com.ua

Корпоративное обучение персонала — скрытый резерв для успеха компании

Как правило, у каждого управленца высшего звена, основная задача которого — повысить рентабельность бизнеса, рано или поздно возникает потребность в необходимости развития персонала, причем корпоративное обучение как форма превалирует чаще всего. Однако, от момента нажатия кнопки «Заказать корпоративное обучение» до качественных и количественных изменений в результатах персонала (читать — компании) — путь, хоть и не длинный, но сплошь и рядом усеянный рифами и мелями. И как не крути — без лоцмана не обойтись

Николай Дориченко,
директор по корпоративным продажам бизнес-школы МИМ–Киев

Алексей Виноградов,
вице-президент по маркетингу бизнес-школы МИМ–Киев

Нет системы — нет результата

Оптимизация затрат, ориентация на повышение КПД для достижения максимального результата любого проекта в посткризисный период — естественный запрос собственника бизнеса к его управленцам. И факт, что «мода» на корпоративное обучение всех, всему и за любые деньги ушла в небытие, давно не вызывает сомнений.

Службы развития персонала компаний (как национальных, так и мультинациональных бизнесов) все чаще тщательнейшим образом подходят к выбору провайдеров и обучающих программ для сотрудников, стараясь, в первую очередь, ответить на вопрос: «Что это даст на выходе?», а не «Как я за это отчитаюсь?», и уж тем более: «В каком загородном клубе это будет проходить?». Более того, для специалистов по развитию персонала уже давно не секрет, что без системного, стратегического подхода любые действия в сфере обучения, будь то hard- или soft-skills, напоминают заливание водой из чайника вновь возникающих очагов пожара в горящем доме — даже если быстро его наполнять и эффективно разливать, огонь будет возникать вновь и вновь.

Вопрос № 1: Зачем?

Использование такого инструмента, как корпоративное обучение, должно быть обоснованным. Безусловно, оно актуально для больших компаний с разветвленной структурой. Эффективность работы таких предприятий, в первую очередь, зависит от понимания управленцами разного уровня задач, которые перед ними стоят. А также от способности быстро и, главное — эффективно с ними справляться.

Если отставить в сторону психологическую совместимость персонала, то, как правило, в основе всех сложностей коммуникации лежат следующие проблемы: слабое, туманное представление специфики выполнения задач коллегой-управленцем (к примеру, сложности возникают между руководителями двух разных департаментов), невозможность посмотреть на бизнес целиком, во всех основных его внутренних взаимосвязях и отсутствие единой терминологической и понятийной баз.

По мнению Николая Дориченко, директора по корпоративным продажам бизнес-школы МИМ–Киев, в корпоративных запросах часто одной из приоритетных задач является именно построение управленческого ядра — системы, все участники которой общаются на одном языке.

«Причин, которые побуждают руководителей организовывать системное обучение для своих сотрудников и подчиненных, много, — делится г-н Дориченко. — Зачастую это стремление повысить эффективность в личной и профессиональной деятельности у персонала, помочь раскрыть умение видеть нестандартные пути решения проблем, дать понимание логики построения бизнес-процессов в компании, обучить умению стратегически мыслить, планировать, ставить задачу и контролировать результат, а также приобрести необходимый в наше стремительное время навык быстрого поиска и обработки информации. Однако одна из главных задач, для решения которой привлекаются наши эксперты, — построение базиса, единой управленческой платформы».

Вопрос № 2: Каким образом?

Для того чтобы обучение на корпоративных программах было эффективным, необходимо правильно определить состав группы. Как правило, выделяют три подхода к формированию таких групп для обучения. В первом случае состав группы менеджеров определяется по функциям и обязанностям. Например, фармацевтическая компания объединяет в группу медицинских представителей. Такой подход чаще всего используется при заказе краткосрочных программ: семинаров и тренингов. В случае разработки системной программы корпоративного обучения чаще прибегают к двум другим подходам. Группы объединяются либо по принадлежности к одному уровню управленческой иерархии, либо по принципу принадлежности к определенной бизнес-единице. Так, в группу могут быть объединены руководители торговых филиалов компании из всех регионов либо, например, весь топ-менеджмент производственного подразделения холдинга.

Важное преимущество корпоративных программ — наличие диагностического этапа. Как правило, специалисты бизнес-школы совместно с заказчиком предварительно, путем диагностики, уточняют потребности не только внутреннего заказчика (руководителя, владельца компании), но и потенциальных участников программы. Без понимания особенностей деятельности заказчика команда бизнес-школы не в состоянии разработать эффективную программу.

К типовой проблеме, с которой обычно сталкивается компания при заказе корпоративных программ, стоит отнести необходимость одновременного отсутствия на рабочем месте ключевых менеджеров. А также вопрос чисто экономического характера — транспортные затраты, выплата командировочных и оплата проживания — существенно увеличивает «стоимость потребления» программ для компании.

Однако сегодняшний уровень развития информационных технологий позволяет минимизировать указанные выше проблемы. С развитием технологий развивается и модель корпоративного обучения. Пионером внедрения такой модели в Украине является бизнес-школа МИМ–Киев. «Наша система дистанционного обучения уникальна, — рассказывает вице-президент по маркетингу Алексей Виноградов. — Мы одни из первых в Восточной Европе внедрили систему удаленного присутствия CISCO Telepresence. Это решение позволяет за счет качественной видеосвязи одновременно объединить до 6 удаленных точек в единую аудиторию. При этом между спикером и слушателями отсутствуют барьеры, характерные для традиционного дистанционного обучения. На время проведения корпоративных программ мы устанавливаем такое оборудование в региональных офисах заказчика. Также у нас существует ряд филиалов по Украине, куда могут приезжать наши клиенты».

Таким образом, сегодня рынок корпоративного образования находится на пороге изменений. Технология удаленного присутствия позволяет не отрывать менеджера от места работы, снижает затраты для компаний, принявших решение обучить персонал в региональных филиалах.

Но все же выбор формы и программы обучения — вопрос сугубо индивидуальный, который, как правило, определяется в каждом конкретном случае совместно — заказчиком и подрядчиком. К счастью, сегодня руководителям есть из чего выбирать.

Комментарии

Надежда Омельченко,
руководитель офиса акционера группы компаний «Октава»

Нет сомнений в том, что любая компания, заинтересованная в системном развитии бизнеса, должна весьма серьезно относиться к вопросам обучения своих сотрудников: повышать их профессиональный уровень, расширять сферу компетенции. Вложение денег в обучение персонала — это эффективные инвестиции в успешное развитие компании. Бизнес-образование позволяет руководящему и менеджерскому составу получить знания и навыки в области бизнес-администрирования. Современные бизнес-школы имеют в своем портфеле достаточно интересные программы. Зачастую компании, обучающие своих сотрудников, совместно с бизнес-школой корректируют программы обучения в соответствии со своими прикладными целями и задачами. Корпоративный формат обучения позволяет доработать программу под образовательные цели конкретной компании, для получения навыков и знаний, необходимых для нее: слушатели
приходят за прикладными знаниями и умениями, а не ради обладания дипломом. Уникальность обучения в бизнес-школе — в создании обучающей среды, вдохновляющей на саморазвитие, обмен информацией, решение управленческих задач в учебной программе. Наше многолетнее партнерство с бизнес-школой МИМ–Киев позволяет максимально использовать потенциал таких программ. К примеру, проекты, которые разрабатывают и защищают слушатели, должны быть направлены на решение конкретных организационных проблем либо на разработку новых идей, которые компания сможет имплементировать. Защита проектов всегда проходит с участием топ-менеджеров компаний.

Сотрудничество «Инком», «Датагруп» и других компаний группы «Октава» с бизнес-школой МИМ–Киев в области бизнес-образования управленческого состава продолжается уже более 10 лет. За это время программы прослушали свыше 150 наших сотрудников, из них большая часть обучалась по корпоративной программе PMD. Самым плодотворным был период с 2005 по 2008 годы. Несмотря на все споры, возникающие вокруг бизнес-школ, мы отмечаем, что корпоративные программы способствуют приобретению слушателями нужных для бизнеса знаний и базы для будущих навыков и умений. Это важно для старта и продвижения, для стимула развиваться дальше. Главное наше достижение в области корпоративных программ в том, что наши сотрудники приобрели системный подход к ведению бизнеса. Основная часть слушателей корпоративных программ — руководители в возрасте 27–32 лет. Из них 70 % — мужчины и 30 % — женщины. Это движущая сила развития компании, потенциал будущего успеха.

Ирина Харук,
директор по персоналу ПАО «Прикарпатьеоблэнерго»

На наш взгляд, корпоративное обучение обладает несколькими бе-зусловными преимуществами по сравнению с открытыми программами.

Во-первых, возможностью проведения экспресс-диагностики персонала.

Во-вторых, возможностью адаптации программ под наши запросы с высокой степенью гибкости и учетом специфики отрасли.

В-третьих, объединением форм обучения (лекции в стенах бизнес-школы, приезд преподавателей и обучение непосредственно на предприятии, дистанционное обучение с использованием новейших технологий видеосвязи). Немаловажным является и то, что стоимость в пересчете на одного сотрудника получается намного ниже, чем при обучении в открытых программах.

Примером нового подхода ПАО «Прикарпатьеоблэнерго» в системе получения профессиональных знаний является сотрудничество с бизнес-школой МИМ–Киев.

Нашим первым выпускником биз-нес-школы МИМ–Киев стал председатель правления Александр Бубен. Закончив программу SE МВА, он продолжает сейчас обучаться по программе DBA. Выпускниками открытых программ стали наши ключевые топ-менеджеры: генеральный директор, директор по энергосбыту, директор по персоналу и директор по инвестициям, развитию и IT.

Мы первые среди энергоснабжающих компаний сделали заказ и прошли этап корпоративного обучения для директоров филиалов по программе PMD «Развитие управленческого персонала». Результатом обучения для директоров филиалов стало: приобретение новых теоретических знаний, систематизация тех знаний и навыков, которыми они владеют.

Многие директора убедились в том, что они правильно организуют свою работу, даже некоторые решения, которые предпринимались на интуитивном уровне, имеют практическое обоснование и подтверждение. Для компании результатом обучения стало формирование единого внутрикорпоративного языка и взаимопонимания. Мы повысили уровень лояльности по отношению к руководителю и организации, выявили особо талантливых, системно мыслящих управленцев, способных выполнять лидерскую функцию и пополнить кадровый резерв на замещение ключевых позиций топ-менеджмента. В результате квалификация нашей управленческой команды перешла на новый уровень, и компания получила новый ресурс для развития.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж