Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Руководитель ищет работу | director.com.ua

Руководитель ищет работу

Автор статьи: 

Екатерина СЕЙЦ,
HR-консультант в области
построения личного бренда, бизнес-тренер

Моменты, когда приходится сменить место работы, наступают почти у всех. Но каждый по-разному переживает эти периоды в жизни. Особенно болезненно такой этап переживают руководители с большим опытом работы, у которых так сложились обстоятельства, что теперь не они оценивают кандидатов, а сами ходят на собеседования и рассказывают о своем опыте работы

Когда скромность не уместна

Профессионально занимаясь подбором руководителей топ-уровня, автор публикации сожалеет, что часто успешные руководители не умеют эффектно преподнести свои достижения на собеседовании с собственником бизнеса. В результате высокооплачиваемая должность дос­тается уверенным «мыльным пузырям», которые прямо-таки мастерски создают себе образ суперзвезды, которая все решит! Потом они, как правило, берут себе в помощники сильных замов, и подразделение успешно выполняет бизнес-планы. Только кто получает бонусы?

В материале изложен профессиональный опыт наблюдений за кандидатами во время собеседований.

Интересные метаморфозы порой происходят с людьми в процессе беседы относительно своего трудоустройства. Успешные руководители, лидеры среди филиалов банка, которые руководят большими коллективами, имеющие базу активных клиентов в своем регионе, в одночасье оказавшись в роли кандидата, нервничают, теряются, говорят много, но не о том. В итоге соглашаются на минимальную зарплату… или же предложение о работе вовсе не поступает. Как правило, подобное случается с руководителями, которые редко меняли работу, или работа находила их благодаря рекомендациям коллег-руководителей.

Многие из них по своей сути люди скромные, которые не привыкли себя хвалить и даже считают это неприличным: «Я не буду себя рекламировать. Пусть мои дела говорят за меня». С одной стороны, это правильно, свой профессионализм надо доказывать результатами работы! Но ведь ее еще надо получить.

Учиться пора всегда

Все чаще при принятии решения, в пользу какого кандидата сделать выбор, оценивается не только профессиональный опыт работы, но и умение оного выделяться, вызывать у работодателя доверие и уверенность, что поставленные цели будут достигнуты! А это, скорее, уже из области актерс­кого мастерства, ближе к построению личного бренда.

С каждым годом увеличивается количество людей, готовых учиться у HR-консультантов успешно проходить собеседования, чтобы не упустить возможность занять высокооплачиваемую должность в успешной компании.

Особенно это актуально для сфер с большим количеством квалифицированных руководителей и ограниченным числом интересных предложений. Похожая ситуация сложилась в банковском сегменте, где на протяжении последних трех лет массово сокращаются филиалы и отделения, а финучреждения все чаще идут по пути сокращения звена заместителей в организационной структуре. Что же делать означенной массе квалифицированных руководителей? Как найти достойную работу? На динамично меняющемся рынке труда надлежит уметь эффективно строить отношения с работодателями.

Следует подчеркнуть, что сегодня быть профессионалом необходимо, но не достаточно: нужно уметь себя «качественно продать»!

Согласно статистике наиболее активно готовы инвестировать в создание личного бренда сотрудники, занятые в финансовой сфере (86 %), науке и фармацевтике (84 %), услугах для бизнеса (82 %) и ретейле (81 %). Наибольший процент тех, кто готов тратить собственные средства на обучение и совершенствование своих навыков, наблюдается среди молодых людей в возрасте до 29 лет (поколение Y) — 82 %, чуть меньше — у поколения X (30–47 лет) — 78 %, менее всего готовы совершенствоваться за свой счет люди в возрасте 48–65 лет (бэби-бумеры) — 65 %.

Чтобы быть востребованным, надо обучаться новому и изменяться в соответствии с требованиями. Если раньше у человека преобладал образ мышления нанятого работника, то на сегодняшний день, чтобы быть успешным, необходимо обладать навыками бизнесмена. Человек обязан уметь продавать свой труд и навыки, уметь правильно обсуждать желаемый уровень заработной платы.

Вопросы и ответы

Для большей наглядности построения успешной самопрезентации автор статьи предлагает проанализировать один из эпизодов собеседования с кандидатом на руководящую должность — этап самопрезентации.

Типичный вопрос, с которого обычно начинают беседу: «Чем вы занимались на предыдущем месте работы?». Формулируя ответ, следите за формой речи, так как специфика построения предложений говорит о способе мышления человека, на основании которого строится его поведение. Как человек мыслит, так он и действует. Если человек уверен в себе, в том, что мир вокруг него безопасен, то вы всегда заметите это в его поведении (например, в развороте плеч, наклоне головы, громкости и скорости речи). Мышление и поведение связаны.

На руководящую должность стремятся взять активного человека с четкой мотивацией добиться результата любой ценой. В ответе активного человека вы услышите: «Работал с клиентами, подписывал договоры, ездил на перегово­ры, следил за ассортиментом продукции в магазинах…». Пассивный человек с аналитическим складом ума, скорее, скажет: «Вы знаете, в моей работе было важно постоянно сопоставлять ситуацию на рынке и учитывать происходящие изменения в отношениях с нашими клиентами, с которыми мы поддерживаем постоянные контакты, потому что если бы мы не учитывали этих факторов…».

Наблюдения показывают: чем короче формулируемые кандидатом высказывания, тем активнее личность. Большое количество придаточных предложений свидетельствует о рефлективности.

Хотя следует заметить, что принадлежность к тому или иному типу ничего не говорит об эффективности руководителя, качестве его работы. Хороших результатов в равной степени могут достигать оба типажа.

Далее следует пласт вопросов вроде: какого типа вышестоящий руководитель, совпадают они или нет; на каком этапе развития находится компания (активный рост или стабильность); на какую должность рассматривается кандидат (в чем специфика работы)? В сфере, где нужно действовать быстро, по ситуации (например, руководитель корпоративного бизнеса — переговорщик), эффективнее рассматривать активных, а в работе финансового аналитика лучше не торопиться, здесь как раз подойдут сотрудники аналитического склада ума.

Рекомендации и правила

Оценивается практически все, поэтому перед собеседованием в перспективной компании постарайтесь собрать максимальный объем информации о руководителе, этапе развития компании, специфике предстоящей работы. Не пускайте на самотек свой полет мысли, второго шанса у вас не будет.

Время беседы кандидата с руководителем ограничено, поэтому для оценки претендентов, как правило, применяется похожий набор вопросов.

Ниже приведены вопросы, которые чаще всего задает собственник кандидатам на руководящие должности:
1. Почему вы хотите работать именно в этой компании?
2. Что компания может получить с вашим приходом?
3. Почему вы хотите такой уровень заработной платы? Это МНОГО?

Сформулированные ответы лучше записать, тогда на собеседовании ваши фразы будут отшлифованы, а речь — более сфокусированная, четкая и конкретная. Конечно, данные рекомендации не для всех абсолютно. Скорее, это важно для тех, кому трудно говорить о себе и кто не страдает излишними навыками личного PR. Написанные ответы необязательно произносить вслух «от и до», это ваша внутренняя шпаргалка, которая поможет отвечать на вопросы о ваших сильных качествах, конкурентных преимуществах и выгодах компании от сотрудничества именно с вами.

Анализ возможных вариантов ответов на данные вопросы и правильно расставленные акценты помогут легко проходить собеседования и получить в итоге достойное предложение о работе!

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж