Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Управление и лидерство | director.com.ua

Управление и лидерство

Автор статьи: 

Татьяна РЫБЧИНСКАЯ,
руководитель направления HR-инструментов
в области вознаграждения, эффективности и талантов

Престижность и востребованность работы в компаниях финансового сектора Украины сегодня стремительно падает. Мы привыкли ассоциировать такую тенденцию с проблемами, связанными с текущей экономико-политической ситуацией в стране, в которой риски достаточно высоки. В то же время существуют глубинные факторы, на которые, к сожалению, менеджмент и HR-департаменты обращают мало внимания

«Просто делай это!»

Данную ситуацию подтверждают глобальные тенденции отрасли. Компании финансового сектора впервые отсутст­вуют в списке топ-20 исследования компании Hay Group «Лучшие компании для лидеров», что наталкивает на определенные мысли: методы, которые применялись и работали вчера, уже не актуальны сегодня. Полученные результаты помогли определить основные трудности и ошибки системы управления финансовой организации (рис.).

Стиль лидерства — одно из ключевых изменений, которые критически необходимы для компаний финансового сектора. Более половины руководителей в сфере финансовых услуг (43 %) во многом полагаются на директивный лидерский стиль, по сравнению с 34 % представителей других секторов экономики. Результат не заставляет себя ждать: 55 % из них создают демотивирующий климат, из-за которого сотрудники становятся в меньшей степени мотивированными в достижении хороших результатов.

Недостаточное внимание

Сфера влияния на рынке все более смещается в сторону покупателя — данная тенденция существует уже некоторое время и является общеизвестной. Однако лишь 67 % сотрудников сферы финансовых услуг описывают свою компанию как ориентированную на клиентов, в сравнении с 79 % компаний, вошедших в список «Лучших компаний для лидеров». На 10 % меньше сотрудников в этом секторе, в сравнении со средними показателями по отраслям (72 % в отличие от 82 %), согласны с тем, что их компании пробуют понять потребности покупателей. К тому же менее 2/3 сотрудников оценивают клиентскую поддержку компании на уровне «хорошо», по сравнению с 3/4 сотрудников компаний топ-списка «Лучшие компании для лидеров»*.

* Согласно результатам глобального исследования Нау Group «Лучшие компании для лидеров – 2012».

Инновации

Для того чтобы сохранить свои позиции на рынке, финансовым компаниям необходимы инновации — не только новые разработки финансового инжиниринга, способствую­щие краткосрочным результатам, но и долгосрочные инновации, которые будут эффективны и для большой группы ключевых партнеров. Исследование Hay Group показывает, что такое нововведение необходимо для формирования позитивной корпоративной культуры, которая создается при помощи лидерства. При доминирующем директивном лидерском стиле неудивительно, что лишь 53 % сотрудников в сфере финансовых услуг подтвердили стремление своих компаний к инновациям, по сравнению с 70 % высокопроиз­водительных компаний.

Однотипность сотрудников

Финансовый сектор привлекает целеустремленных людей с высоким уровнем IQ, выносливых и идеально подходящих для того, чтобы приносить доход для быстроразвивающихся, направленных на подписание договоров команд. Однако новая обстановка требует людей, которые будут вдохновлять команды на внедрение инноваций и в то же время ответственно выполнять свою работу.

Краткосрочные результаты

Многие спешат раскритиковать подход к вознаграждению в финансовом секторе, приписывая ему достижение краткосрочных результатов по вознаграждению за счет долгосрочных показателей. Для того чтобы сфокусироваться на долгосрочных или хотя бы средних результатах, одного вознаграждения недостаточно. Проведенное исследование Hay Group показывает, что руководители финансового сектора считают себя достаточно подготовленными для проведения необходимых изменений. Они всякий раз оценивают свой уровень эмоционального и социального интеллекта выше, чем руководители других секторов. Расхождение в реальном понимании ситуации больше всего заметно у лидеров в сфере финансовых услуг. Такая самоуверенность ограничивает их способность осознавать необходимость изменений.

Ключ к успеху

Людям, принимающим стратегические решения в финансовом секторе, стоит задуматься над тем, как возможно изменить невыгодные тенденции. Лидерство во многом является двигателем в сфере инноваций. Руководители компаний финансового сектора должны увидеть ту самую выиг­рышную возможность и изменить свой образ мыслей, что и приведет к изменению корпоративной культуры инноваций и большей ориентированности на клиента, а это и есть факторы, от которых напрямую зависит успех компании. Таким образом, Hay Group берет на себя ответственность дать некоторые рекомендации.

Развивать самосознание. Для руководителей сектора финансовых услуг существует два варианта действий. Они могут вернуться к бизнесу и поступать «так, как они привыкли», обеспечивая целесообразные практики и рассчитывая затраты. Но обеспечит ли такая стратегия стабильные 15 % дохода и необходимый процент рентабельности капитала? Альтернативным решением является инновация в сфере бизнес-моделей, технологий и партнерства. Для того чтобы это осуществить, необходимо честно оценить собственные навыки лидерства и возможности.

Экспериментировать с новыми принципами поведения. Когда старые подходы к лидерству больше не работают, руководителям стоит пытаться искать альтернативные пути: применять коучинг, а не наказывать; слушать, а не спрашивать; вовлекать, а не раздавать задания. Эти поведенческие принципы приведут к конкурентному преимуществу и вдохновят других. Один из главных европейских операционных директоров поделился в личном разговоре: «Я привлек множество специалистов и профильных экспертов для того, чтобы поднять компанию после финансового кризиса. Теперь я должен изменить направление деятельности своих команд и кардинально поменять свой стиль лидерства, если мы хотим преодолеть разрозненность и обособленность, сотрудничать и развиваться».

Учиться. Самые сильные организации учатся, экспериментируя в области новых способов ведения коммерческой деятельности или же путем применения новых лидерских стилей. Самые эффективные подходы должны воплощаться в лидерских моделях.

Данное исследование финансового сектора помогло обнаружить тот факт, что многие компании отреагировали на финансовый кризис, однако снижение расходов, улучшение эффективности и соблюдение требований, на которые обращают внимание компании, до сих пор не коснулись систем и стилей управления в должной мере. Исследование Hay Group подталкивает к осознанию важности конкретных действий, а именно:

а) Ориентироваться на покупателя и реструктурировать покупательские сегменты. Финансовым организациям необходимо реагировать на конкурентов, на увеличивающееся количество технически образованных покупателей. Успешные компании сделают своим приоритетом покупателей и клиентов. В то же время покупатели не заинтересованы в том, чтобы вникать, какая часть коммерческой структуры ответственна за какую-либо деятельность — они просто хотят, чтобы банковские операции проводились. Лидеры на рынке будут организовывать работу вокруг покупателей и вдохновлять персонал по работе с клиентами, чтобы сотрудники могли предоставлять более эффективные результаты в работе с клиентами.

б) Способствовать увеличению креативных подходов и вдохновлять на оправданные риски. Креативные подходы, применяемые в наиболее подходящих для этого учреждениях, должны учитывать риски. Так руководители смогут использовать инновации, которые будут напрямую приносить пользу покупателям и вдохновлять на риски, которые будут приносить, а не отнимать прибыль.

в) Акцент на вознаграждении. Успешные компании поменяли подход к вознаграждению, первично основанный на рынке труда, на более широкий взгляд, который акцентируется на вознаграждении исполнительных должностей. Их вознаграждение будет отображать профессионализм в сфере ноу-хау, отчетностей, ответственности и навыков лидерства, а также результаты.

г) Разнообразить рекрутинг. Данная стратегия является естественным последствием нового подхода к лидерству. Руководители будут осознавать, что не получат готовые решения всех проблем, и перестанут нанимать на работу сотрудников, похожих на самих себя по типу характера. Таким образом, расширится «тип сотрудника», а также добавятся новые необходимые для работы навыки.

Осознавая тренды преодоления внешних барьеров развития организаций финансового сектора в Украине, очень важно помнить и не забывать о важности внутреннего развития и глобального видения развития компании. Если руководители в сфере финансовых услуг разрушат существующий цикл низкой производительности и осознают необходимость инноваций, им нужно будет поменять и свой образ мышления. Некоторые учреждения уже внедряют эти изменения. Энтони Джеркинс из британского банка Barclays заявил о своем намерении сделать банк более клиентоориентированным. А за быстрыми изменениями в банке HSBC последовало высказывание исполнительного директора финучреждения Стюарта Гулливера о том, что структура банка «не соответствовала целям современного мира». Для инноваций существует прекрасная возможность. А долгосрочный успех ожидает тех руководителей, которые умеют остановиться, задуматься и поменять свой подход.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж