Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Преступление и наказание… юридического лица | director.com.ua

Преступление и наказание… юридического лица

Автор статьи: 

Александр КОЗКА

Взаимодействуя между собой, субъекты предпринимательской деятельности постоянно рискуют совершить правонарушение в той или иной сфере законодательства. Но развитие рыночных отношений в Украине, ее стремление в Европу накладывают свой отпечаток не только на способы ведения бизнеса, но и ответственность последнего за собственную деятельность. Меняются условия ведения бизнеса, соответственно, и меры ответственности за правонарушения в этой сфере

Либерализации ради

Украина на протяжении длительного периода времени декларирует стремление к европейским ценностям и интеграции в ЕС, поэтому сегодня в правовом поле акцент делается на либерализацию наказания за экономические преступления и сведение к минимуму количества заключений под стражу руководителей предприятий.

После вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» от 15.11.2011 № 4025-VI и нового УПК Украины претерпел значительные изменения и сам процесс расследования экономических преступлений.

Кроме того, 23 мая 2013 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно выполнения Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины касательно ответственности юридических лиц» № 314-VII, который вступает в силу с 01 сентября 2014 года (далее — Закон № 314). Законом № 314 внесены изменения в УК Украины, УПК, Закон Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» от 11.06.2009 № 1506-VI и Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» от 23.12.1993 № 3782-XII. Таким образом, приняв Закон № 314, Верховная Рада Украины выполнила План действий по визовой либерализации с Европейским Союзом в части реформирования антикоррупционного законодательства.

Закон № 314 предусматривает определение в УК конкретного перечня преступлений, за совершение которых к юридическому лицу могут быть применены меры уголовно-правового характера, основания освобождения юридического лица от их применения, виды мер уголовно-правового характера и общие правила их применения.

В частности, общая часть УК дополнена разделом XIV-1 «Меры уголовно-правового характера в отношении юридических лиц». Статья 96-3 указанного раздела определяет, что основанием для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера является совершение его уполномоченным лицом:

1) от имени и в интересах юридического лица любого из преступлений, предусмотренных статьями:
•209 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем);
•306 (использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств);
•частью 1 и 2 ст. 368-3 (подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы);
•частью 1 и 2 ст. 368-4 (подкуп лица, оказывающего публичные услуги);
•369 (предложение или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу);
•369-2 (злоупотребление влиянием).

Следует отметить, что преступления, предусмотренные указанными статьями УК, признаются совершенными в интересах юридического лица, если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды, а также на уклонение от предусмотренной законом ответственности;

2) от имени юридического лица любого из преступлений, предусмотренных ст.ст. 258–258-5 (терроризм).

При этом под уполномоченными лицами юридического лица УК подразумевает его должностных, а также других лиц, которые согласно закону, учредительным документам или договору имеют право действовать от имени оного.

Круг юридических лиц, к которым применяются меры уголовно-правового характера, определяет ст. 96-4 УК. Она относит к ним предприятия, учреждения или организации всех форм собственности. Исключение составляют государственные органы, органы власти Автономной Республики Крым, местного самоуправления и созданные ими организации, которые содержатся за счет соответствующих бюджетов или фондов.

Меры и применение

После вступления в силу Закона № 314 к юридическим лицам судом могут быть применены следующие меры уголовно-правового характера:
1) штраф,
2) конфискация имущества,
3) ликвидация.

При этом штраф и ликвидация могут применяться как основные меры уголовно-правового характера, а конфис­кация имущества — лишь как дополнительная.

Рассмотрим приведенные санкции более детально. Так, в зависимости от степени тяжести преступления, совершенного уполномоченным лицом юридического лица, суд может оштрафовать юридическое лицо:
•за преступление небольшой тяжести — на сумму в пределах 5–10 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ);
•за преступление средней тяжести — на сумму в пределах 10–20 тыс. НМДГ;
•за тяжкое преступление — на сумму в пределах 20–50 тыс. НМДГ;
•за особо тяжкое преступление — на сумму в пределах 50–75 тыс. НМДГ.

Если имущественное положение предприятия на момент уплаты штрафа не позволяет ему осуществить соответствующий платеж, суд может рассрочить выплаты определенными частями на срок до трех лет.

Более строгим наказанием является конфискация имущества организации, которая заключается в принудительном безвозмездном изъятии оного в собственность государства и применяется судом в случае ликвидации юридического лица. В свою очередь, ликвидация применяется судом в случае совершения уполномоченным лицом предприятия любого из преступлений, предусмотренных ст.ст. 258–258-5 УК (терроризм).

Порядок ликвидации юридического лица, как и меры уголовно-правового характера, регламентирован Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 № 755-IV.

Впрочем, Закон № 314 содержит не только указанные меры уголовно-правового характера, но и основания для освобождения от их применения. В частности, юридическое лицо может быть освобождено от применения к нему мер уголовно-правового характера, если со дня совершения его уполномоченным лицом какого-либо преступления, указанного в ст. 96-3 УК, и до дня вступления приговора в законную силу истекли следующие сроки:
1) три года — при совершении преступления небольшой тяжести;
2) пять лет — при совершении преступления средней тяжести;
3) десять лет — при совершении тяжкого преступления;
4) пятнадцать лет — при совершении особо тяжкого преступления.

При этом течение давности применения мер уголовно-правового характера останавливается, если уполномоченное лицо, совершившее любое преступление, указанное в ст. 96-3 УК, скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и его местонахождение неизвестно. В таких случаях течение давности возобновляется со дня установления местонахождения уполномоченного лица.

Однако, если до истечения указанных выше сроков уполномоченное лицо повторно совершит любое преступление, указанное в ст. 96-3 УК, течение давности прерывается. В этом случае исчисление давности начинается со дня совершения уполномоченным лицом какого-либо преступления, указанного в ст. 96-3 УК. При этом сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление.

Применение к юридическим лицам мер уголовно-правового характера осуществляется в судебном порядке. При этом судом учитываются: степень тяжести совершенного уполномоченным лицом преступления, степень осуществления преступного намерения, размер причиненного вреда; характер и размер неправомерной выгоды, которая была или могла быть получена юридическим лицом; принимаемые им меры для предотвращения преступления.

Следует заметить, что новшества в УК предусматривают применение мер уголовно-правового характера по принципу совокупности преступлений. То есть если в одном судебном производстве в отношении юридического лица рассматривается несколько преступлений, суд, применив меры уголовно-правового характера за каждое преступление отдельно, определяет окончательную основную меру путем поглощения менее строгой более строгой. Если меры уголовно-правового характера применяются при наличии неисполненных по предыдущему приговору (приговорам) суда, каждое из них выполняется самостоятельно, кроме случаев применения судом ликвидации юридического лица в соответствии с УК.

Уголовно-процессуальные особенности

Вопрос о применении к юридическому лицу мер уголовно-правового характера рассматривается в рамках производства по делу в отношении уполномоченного лица, совершившего преступление от имени и в интересах предприятия/организации. Таким образом, виновность юридического лица ставится в прямую зависимость от виновности его должностного лица.

При этом представлять интересы юридического лица может: лицо, которое в уголовном производстве имеет право быть защитником; руководитель или другое лицо, уполномоченное законом или учредительными документами; работник юридического лица (на основании доверенности). Соответствующие изменения внесены в УПК Законом № 314 путем дополнения его ст. 64-1. Согласно оной представитель юридического лица в течение уголовного производства имеет определенные процессуальные права, основные из которых:
•знать, в связи с совершением какого уголовного правонарушения осуществляется производство в отношении юридического лица, давать объяснения по этому поводу;
•пользоваться правовой помощью;
•собирать и представлять следователю, прокурору, судье, суду доказательства;
•участвовать в проведении процессуальных действий;
•задавать вопросы, подавать замечания и возражения относительно порядка проведения действий, которые заносятся в протокол, а также знакомиться с протоколами следственных (розыскных) и других процессуальных действий, выполненных с его участием;
•заявлять отводы;
•получать копии процессуальных документов и письменные сообщения;
•обжаловать решения, действия и бездействие следователя, прокурора, судьи.

Кроме того, во время досудебного расследования представитель получил право:
•участвовать в следственных (розыскных) и других процессуальных действиях, во время проведения которых может полноправно пользоваться своими процессуальными правами;
•знакомиться с материалами досудебного расследования и требовать открытия материалов в соответствии с УПК.

Помимо этого, представителю юрлица предоставлено право на обеспечение безопасности. Соответствующие изменения внесены в Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» от 23.12.1993 № 3782-XII.

Производство в отношении юридического лица подлежит закрытию в случае:
•установления отсутствия оснований для применения к нему мер уголовно-правового характера;
•закрытия уголовного производства или принятия оправдательного приговора в отношении уполномоченного лица юридического лица, которое подозревалось (обвинялось) в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 209, 258–258-5, 306, частью 1 и 2 ст. 368-3, частью 1 и 2 ст. 368-4, ст.ст. 369, 369-2 УК;
•ликвидации юридического лица;
•окончания сроков давности применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера.

О закрытии производства в отношении юридического лица прокурор принимает постановление, а суд указывает об этом в оправдательном приговоре либо выносит определение. Решение о закрытии производства в отношении юридического лица может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим УПК.

Зарубежный опыт

Украина далеко не первая страна, законодательство которой будет предусматривать уголовно-правовую ответственность юридических лиц.

Уголовная ответственность последних лиц давно присутствует в странах общего уголовного права, ведущими среди которых являются Великобритания и США. Например, согласно английскому праву деяние признается совершенным корпорацией, если оно совершено непосредственно ею либо посредством других лиц. Деятельность оной отграничивается от действий физического лица. Английское уголовное законодательство допускает применение к юридическим лицам штрафов как меры уголовного наказания, но к ним не могут применяться уголовные наказания, которые назначаются физическому лицу за совершенное преступление. Однако уголовная ответственность юридических лиц не исключает ответственности конкретных граждан за те же действия.

Что касается США, то их уголовное право формировалось и долгое время развивалось на основе системы английского общего права. В современном уголовном праве США вопросы привлечения к уголовной ответственности юридических лиц регламентированы как в федеральном уголовном законодательстве, так и в уголовных законах штатов. Они предусматривают ответственность корпораций и лиц, действующих или обязанных действовать в их интересах, за совершение посягательства, которое является нарушением и состоит в неисполнении возложенной законом на корпорацию специальной обязанности совершать положительные действия.

Законодательство Франции является родоначальником европейской системы права. Как и уголовное законодательство Великобритании и США, французское также признает юридическое лицо субъектом преступления. При этом уголовная ответственность юридических лиц не исключает ответственности конкретных граждан за виновные действия, связанные с нарушением действующего уголовного законодательства. К виновным субъектам применяются такие виды наказаний, как: ликвидация, запрещение (окончательное или на срок) деятельности, конфискация предмета, используемого для совершения преступления, афиширование принятого судебного постановления, штраф. При этом максимальный размер штрафа для юридических лиц согласно французскому законодательству составляет пятикратный размер штрафа, предусмотренного для физических лиц.

Действующее уголовное законодательство ФРГ также предусматривает уголовную ответственность юридических лиц, хотя этот вопрос регламентирован не так четко, как в уголовном законодательстве США или Франции ввиду отсутствия полной кодификации уголовного законодательства и наличия в нем отдельных противоречий. Тем не менее Уголовный кодекс ФРГ устанавливает особые предписания для юридических лиц и их представителей, совершивших действия, способные повлечь за собой применение норм, установленных уголовным законодательством.

По уголовному законодательству Италии юридические лица также могут преследоваться за преступления, совершенные их представителями или другими лицами. К ним может применяться уголовное наказание в виде штрафа.

Согласно швейцарскому уголовному праву субъектом преступления может быть только физическое лицо. Однако некоторые специальные законы как фискального, так и хозяйственного права устанавливают уголовную ответственность юридических лиц за преступные деяния их органов.

Таким образом, Украине еще только предстоит, взяв на вооружение мировой опыт, наработать собственную практику применения мер уголовно-правового характера к юридическим лицам. При этом желательно, чтобы данный правовой инструмент не стал орудием отъема бизнеса или свободы в руках истинных преступников.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж