Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Специфика морских перевозок | director.com.ua

Специфика морских перевозок

Автор статьи: 

Александр КОЗКА

Морские перевозки как вид транспортирования грузов занимают первые строчки в общей системе мирового грузооборота. Это объясняется дешевизной морской доставки крупных партий товара, что делает ее весьма выгодной альтернативой сухопутной и воздушной транспортировке. Вместе с тем этот вид доставки грузов имеет целый ряд специфических особенностей правового регулирования по сравнению с другими видами транспорта. Наиболее значительным моментом является высокая степень международной унификации правовых норм

Законы нейтральных вод

На сегодня в международном товарообороте морские перевозки грузов занимают значительную долю рынка общих грузоперевозок. Востребованность морского транспортирования во многом объясняется возможностью перевозки больших объемов наливных, сыпучих и скоропортящихся грузов. Кроме того, в морских контейнерах можно перевозить практически любой тип грузов с доставкой в любую точку мира за достаточно небольшую стоимость. В некоторых случаях морские перевозки являются единственно возможным способом доставки груза.

Особенности морских перевозок заключаются в том, что большинство водного пространства Мирового океана не входит в юрисдикцию ни одного государства. Это означает, что значительная часть процесса транспортировки грузов происходит вне пределов какой-либо национальной правовой системы.

В свою очередь, это обусловило необходимость создания международных унифицированных правовых норм, которые регламентировали бы использование международного водного пространства для перевозки грузов и обеспечивали бы регулирование статуса морских пространств, безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море, охраны окружающей среды и т. д.

В отличие от других международных договоров положения значительной части договоров в области мореплавания и морских перевозок обязательны независимо от того, является какое-либо государство участником этого договора или нет.

Существующие на сегодня межгосударственные соглашения об ответственности морских перевозчиков призваны скоординировать мероприятия различных государств в этой области. Так, тексты некоторых межгосударственных соглашений нередко используются как основа для контрактов на морскую перевозку в странах, не являющихся участниками соответствующих конвенций.

Международная конвенция 1924 года (Гаагские правила) установила единые правила о коносаменте. Они четко определяют пределы ответственности перевозчика. Следует отметить, что в 1968 году была принята новая редакция указанной конвенции, которая получила неофициальное название «Правила Гаага-Висби».

Однако окончательное регулирование морских перевозок было осуществлено с принятием Конвенции ООН о морской перевозке грузов, получившей название «Гамбургские правила». Эта Конвенция, принятая дипломатической конференцией 31 марта 1978 года в Гамбурге, устанавливает единообразный правовой режим, регулирующий права и обязательства грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей согласно договору морской перевозки грузов. Конвенция вступила в силу 01 ноября 1992 года.

Кроме того, существует еще целый ряд международных многосторонних и двусторонних соглашений по вопросам международных водных транспортных услуг, в частности:
•Международная конвенция об ограничении ответственности собственников морских судов 1957 года;
•Конвенция ООН 1969 года о тоннажных измерениях на кораблях;
•Таможенная конвенция 1972 года о международных правилах, предотвращающих столкновения на море;
•Международная конвенция 1972 года по безопасным контейнерам;
•Конвенция 1972 года о предотвращении загрязнения моря путем сброса отходов и других материалов;
•Конвенция ООН 1974 года о правилах поведения для линейных конвенций;
•Международная конвенция 1978 года о стандартах обучения, сертификации и надзора за лицами, которые работают на судах;
•Конвенция ООН 1982 года по морскому праву и др.

Главное — коносамент

Коносамент (Bill lading) — один из основных документов в морских грузовых перевозках, который выдает судовладелец грузоотправителю в подтверждение принятия груза к перевозке морским путем.

Рассмотрим некоторые особенности данного документа, которые определяют его место в организации и юридическом оформлении международных грузовых перевозок.

Так, коносамент, в котором указано право собственности на товар, называется оригинальным коносаментом.

Собственно коносамент выполняет три основные функции:
•удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке;
•является товарораспорядительным документом;
•свидетельствует о заключении договора перевозки груза морским путем, согласно которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документа.

Выполняя первую функцию, коносамент представляет собой расписку судовладельца или его уполномоченного, которая удостоверяет, что определенные товары в указанном количестве и в надлежащем состоянии погружены на судно для перевозки до оговоренного места назначения или что товары приняты под охрану судовладельца с целью перевозки. На коносаменте обязательно должна быть отметка судоходной компании «груз на борту», «груз загружен» или «груз, принятый к погрузке».

Согласно второй функции коносамент дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом, что делает его товарораспорядительным документом. Это значит, что только лицо, указанное в коносаменте, или владелец коносамента на предъявителя может потребовать от судовладельца выдачи товара, указанного в коносаменте, и имеет право распоряжаться этим товаром. Чтобы продать товар, который находится в дороге и представлен коносаментом, распорядителю товара достаточно продать или передать свои права по коносаменту.

Третья функция коносамента заключается в том, что он является единственным доказательством наличия договора морской перевозки между грузоотправителем и судовладельцем. Эту функцию коносамент выполняет во время перевозок товаров на судах регулярных линий или при поставке грузов отдельными партиями, недостаточными по своим размерам для использования всего судна или его части.

Кроме того, в коносаменте содержатся сведения о названии судна, его владельце, тоннаже судна, наименовании портов погрузки и разгрузки, сумме фрахта с указанием, где производится его оплата — в порту погрузки или в порту назначения, а также о количестве выданных экземпляров коносамента. Он подписывается капитаном судна или пароходного агента. На обратной стороне линейного коносамента, как правило, печатаются условия договора перевозки. Полный комплект коносаментов составляют три оригинала и три копии. Один оригинал предъявляют к оплате в банке, другие выдаются перевозчику, отправителю и получателю.

В сложившейся практике применяют коносаменты следующих видов:
1. Коносамент на имя указанного лица или грузополучателя. В этом случае только это лицо сможет получить товар в пункте прибытия товара после предъявления оригинала коносамента.
2. Коносамент на предъявителя. Держатель этого коносамента считается юридическим собственником товара.
3. Ордерный коносамент. В этом случае предполагается, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, поставив на его обратной стороне свою подпись и печать. Такой коносамент применяется, когда платеж происходит против предъявления документов банку. Такой коносамент может быть последовательно индоссирован несколькими лицами.
4. Прямой коносамент — коносамент без перевалки (перегрузки) груза.
5. Сквозной коносамент. Этот вид документа предполагает, что на пути маршрутов следования груза возможны его перевалки. Они могут быть в первом порту разгрузки/перегрузки товара на другое судно, которое и доставит товар в конечный пункт назначения. Также это может происходить в порту, из которого будет произведена дальнейшая отправка груза по суше, или в пункте его отправления в порт, из которого будет производиться погрузка.

Как правило, в сквозном коносаменте цена перевозки, первое и/или второе фрахтование оплачиваются перевозчиком груза, и счет выставляется на общую сумму. Однако процесс перевалки всегда связан с риском для владельца товара. На практике сквозной коносамент профессионалы называют еще «чистым», что означает принятие перевозчиком груза без резервации, т. е. в первичном внешнем состоянии.

Чартер & фрахт

Практика международного коммерческого мореплавания выработала ряд типовых договоров перевозки, которые называются проформами чартеров.

Чартер (от англ. charter — «хартия», «устав», «договор») — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок.

Фрахт (от англ. freight) — в морском праве это обусловленная договором или законом плата за перевозку груза. Также под фрахтом нередко подразумевается непосредственно перевозка груза на зафрахтованном судне, а также контракт на перевозку, включающий описание груза, обязанности перевозчика и размеры платы.

На основе проформ чартеров, которые разрабатываются или перевозчиками, или специализированными организациями, заключаются чартеры на перевозки конкретных грузов в определенных направлениях.

При морских перевозках грузов применяются следующие виды фрахтования судна:
1. Фрахтование на один рейс (single voyages chartering), по которому судовладелец одним рейсом перевозит груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения.
2. Фрахтование на последовательные рейсы (consecutive voyages chartering) применяется при перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении несколькими последовательными рейсами.
3. Фрахтование по генеральному контракту (general contract chartering), по которому судовладелец обязуется в течение конкретного периода перевезти определенное количество груза.
4. Фрахтование на условиях тайм-чартера (time charter), представляющее собой аренду судна, при которой все судно или его часть передается на конкретное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях. Обязанностью судовладельца в этом случае является удержание судна в исправном состоянии и оплата содержания экипажа. В свою очередь, при условиях тайм-чартера фрахтователь берет на себя все остальные расходы (топливо, портовые сборы и т. д.) и выплачивает судовладельцу арендную плату.
5. Фрахтование на условиях димайз-чартера (demise charter). Это договор об аренде судна, который предполагает его передачу судовладельцем фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя. Последний берет на себя все расходы относительно судна: зарплату экипажа, арендную плату судовладельцу и др.
6. Фрахтование на условиях бэрбоут-чартера (bareboat charter). Такой фрахт основан на принципе найма только лишь самого судна без экипажа. При этом фрахтователь берет на себя все расходы по его использованию и выплачивает судовладельцу арендную плату. Этот вид фрахтования часто применяется во время приобретения судов в рассрочку. В таком случае договор аренды является также и договором купли-продажи. После завершения расчетов фрахтователь становится владельцем судна.

Особенности морских перевозок

Линейное судоходство — наиболее распространенная форма морских транспортных услуг. С его помощью обеспечиваются регулярные перевозки грузов между установленными портами по заранее объявленному расписанию. Сообщение регулярными линиями поддерживается одним или несколькими судоходными компаниями.

Существует три типа линий:
односторонние обслуживаются одним судовладельцем;
общие обслуживаются несколькими компаниями на основе соглашений между ними или межправительственными соглашениями;
конференциальные организованы для перевозки грузов на океанских направлениях на основе соглашений конференций судовладельческих компаний.

Кодекс поведения линейных конференций от 1974 года признает конференцией группу, состоящую из двух и более перевозчиков, которые предоставляют услуги по международным линейным перевозкам грузов на определенном направлении. Такие группы-конференции имеют договоренность об общих тарифных ставках, права и обязанности членов конференции и другие условия. Все члены линейной конференции пользуются едиными тарифами, ставки по которым устанавливаются за единицу массы или объема груза.

К преимуществам линейного судоходства относят: регулярность, соблюдение расписания, относительно стабильные цены, эксплуатацию специализированного тоннажа, наличие широкой сети агентов. Однако это требует значительных затрат, поэтому тарифы линейных перевозчиков выше фрахтовых ставок при трамповых перевозках.

Трамповыми (от англ. tramp — «бродяга») называются судна, осуществляющие нерегулярные рейсы, без четкого расписания. Их еще называют суда «дикого плавания». Как правило, они направляются судовладельцами туда, где со стороны фрахтователей есть спрос на тоннаж.

Трамповые суда осуществляют доставку в основном массовых грузов: леса, руды, угля, зерна, нефтепродуктов и других грузов, перевозимых навалом или наливом. Большинство трамповых судов универсальны и могут при необходимости перевозить упакованные и неупакованные товарно-штучные грузы (оборудование, химикаты, аппаратуру, металлоизделия, автомобили, тракторы, вагоны, сельскохозяйственную технику). Таким образом, на этих судах под груз может быть предоставлено все судно, его часть или определенные грузовые помещения.

Морские контейнерные перевозки. Контейнерные перевозки морским путем в последние десятилетия стали наиболее популярными среди международных торговцев.

Стандартный контейнер представляет собой металлический ящик (из стали или алюминия) с двойными дверцами с одной стороны.

Следует отметить, что обслуживание контейнерных перевозок требует наличия в портах специальной оснастки и оборудования, таких как подъемные и разгрузочные установки. Для перевозчика контейнерное транспортирование грузов является выгодным, поскольку значительно сокращает время погрузки/разгрузки судов.

Для грузоотправителя основное преимущество заключается в уменьшении риска потери, кражи или порчи груза благодаря более безопасной системе перевозок. Товары легко складируются, могут доставляться в простой упаковке, что позволяет сэкономить дважды: на несложной упаковке и транспортных расходах, которые зависят от веса груза и его габаритов. При неполном заполнении контейнера грузоотправитель часто пользуется услугами транспортно-экспедиционного агентства, которое может сформировать так называемый сборный контейнер, используя его для погрузки нескольких партий грузов от разных грузоотправителей.

Конечно, значительные временные затраты морских грузоперевозок считаются их существенным недостатком, тем не менее практика показывает, что внушительная экономия транспортных расходов со стороны поставщиков при этом смиряет их с указанными неудобствами. К тому же большинство грузов, перевозимых по морю, не требует срочной доставки.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж