Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Реалии и перспективы авиастроения Украины | director.com.ua

Реалии и перспективы авиастроения Украины

Автор статьи: 

Алексей ЧЕРНОРОТОВ,
начальник отдела корпоративных рейтингов
агентства «Кредит-Рейтинг»

Заглавное изображение: 

Авиационная отрасль принадлежит к стратегически важным секторам экономики. Украина — одна из девяти стран мира, которые имеют собственное производство самолетов полного цикла. Основным отечественным предприятием авиационной отрасли является ГК «Антонов», в состав которого входят Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и ГП «Завод 410 гражданской авиации». После распада СССР в Украине остались практически все главные звенья авиационного производства

На сегодня, по мнению аналитиков агентства «Кредит-Рейтинг», состояние авиационной отрасли характеризуется наличием системных проблем, связанных с адаптацией к рыночным условиям ведения хозяйства, жесткой конкуренцией на мировом рынке на фоне низкого спроса на внутреннем, существенным дефицитом оборотных средств предприятий и т. п.

Важность развития авиастроения в Украине обусловлена значительной емкостью мирового рынка и необходимостью обновления авиапарков. Кроме того, развитие данной отрасли имеет важное социальное значение для экономики нашей страны (развитие смежных отраслей, инфраструктуры, увеличение количества рабочих мест и т. д.).

Экономическое положение авиапредприятий Украины во многом зависит от конъюнктуры внешних рынков. Нестабильные показатели возобновления деловой активности и экономик стран, являющихся основными потребителями украинской продукции, в последние годы были одним из ключевых факторов, негативно влиявших на отрасль. Приоритетными рынками сбыта украинской продукции можно назвать: страны СНГ, Индию, Ирак, Иран, Ливию, Египет и др. (табл.).

Текущий момент

В 2011 году Счетной палатой Украины был проведен аудит деятельности Министерства промышленной политики в сфере развития авиационной промышленности за предыдущие три года, по результатам которого выявлен целый ряд недостатков и нарушений законодательства, а государственная поддержка отрасли признана непоследовательной и недостаточно эффективной.

Выводы аудита сводились к тому, что отечественная самолетостроительная отрасль долгое время остается в кризисном состоянии, наблюдается снижение научно-технического и технологического потенциала, растет научно-технологическая отсталость от развитых государств. Для предприятий отрасли характерным является высокий уровень изношенности основных фондов (более 70 %), значительный дефицит квалифицированных кадров, отсутствие системы стимулирования продаж произведенной продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

При этом следует отметить и некоторые позитивные изменения. В частности, с ІІІ квартала 2010 года начали действовать нормы Закона Украины № 1814-VІ от 20.01.2010 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной поддержки самолетостроительной промышленности в Украине». Согласно им, к самолетостроительным предприятиям в период до 1 января 2016-го применяются особые условия уплаты ввозной пошлины, а также особые условия уплаты земельного налога, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий и другие льготы и преференции.

В I квартале 2012-го ВРУ позволила авиастроительным предприятиям осуществлять закупки комплектующих без тендеров (изменения внесены в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок»). В соответствии с документом, действие Закона о госзакупках не распространяется на комплектующие к самолетам или вертолетам, материалы и агрегаты для авиационных двигателей, которые внесены в конструкторские документы проектировщика. По мнению экспертов, эти изменения позволят значительно сократить сроки поставок комплектующих, а также обеспечить своевременное выполнение заказов.

В перспективе

В конце августа 2011 года, для улучшения условий продаж отечественных самолетов и приведения их к европейским правилам, Министерством инфраструктуры Украины было принято решение о реорганизации Государственного предприятия «Лизингтехтранс» в «Антонов Финанс», которое начало работать с января 2012-го. Главное задание нового предприятия — создание наиболее выгодных условий для продажи украинских самолетов. Кроме того, правительство намерено возмещать проценты по кредитам завода или лизинговой компании в соответствии с международными нормами. Таким образом, украинским авиазаводам могут быть обеспечены правила продажи самолетов, аналогичные тем, по которым работают их прямые конкуренты — Embraer и Bombardier.

Позитивным фактором также может стать подписанное еще в октябре 2010 года Соглашение между РФ и Украиной о создании совместного предприятия на паритетной основе. Оно будет заниматься продажей самолетов марки «Ан», позиционированием их на внешних рынках, вопросами разработки новых моделей. В рамках соглашения Россия может получить доступ к авиаконструкторским наработкам украинских специалистов. Украина, в свою очередь, сможет расширить и диверсифицировать рынки сбыта продукции, что является актуальной задачей в условиях возможной временной потери рынков арабских стран, связанной с нестабильностью политической ситуации в регионе. По словам генерального конструктора концерна «Антонов», в СП могут войти Воронежское акционерное самолетостроительное общество и российские финансовые структуры. Если переговоры пройдут успешно, СП может начать полноценную работу уже в 2012 году.

В соответствии со Стратегией развития отечественной авиационной промышленности на период до 2020-го, одобренной Распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2008 года № 1656-р, запланировано проведение структурных преобразований путем приватизации предприятий авиационной промышленности с учетом особенностей отрасли и сохранением государственного влияния на принятие стратегических решений. По мнению разработчиков стратегии, такой подход даст возможность привлечь ресурсы для финансирования, реформирования отечественной авиационной промышленности (стратегические инвестиции) и значительно сократить расходование бюджетных средств на развитие отрасли.

В целом в течение 2012–2015 гг. ГК «Антонов» планирует изготовить 83 самолета Ан-148 и Ан-158. В 2012 году — 15 ед., в 2013-м — 20 ед. и в 2014–2015 гг. — по 24 самолета.

Согласно данным Государственного концерна, потребность мирового рынка в самолетах Ан-158 оценивается на уровне 240 единиц, причем уже заключены контракты на поставку 20 самолетов в Российскую Федерацию. Есть также заказы на поставку 5 самолетов на внутренний рынок Украины, 6 самолетов — на Кубу, 12 — в Россию, 64 — в Иран. По оценкам экспертов, потребность мирового рынка в самолетах Ан-148 составляет порядка 300 единиц.

В среднесрочной перспективе рынок авиаперевозок военных и гражданских грузов может испытать недостаток самолетов соответствующего назначения, поскольку имеющийся парк самолетов семейства «Антонов» стран СНГ, Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии нуждается в обновлении по причине высокого уровня изношенности. Однако системный кризис отечественной авиастроительной отрасли ставит под сомнение выполнение даже уже имеющихся контрактов на поставку самолетов.

Резюмируя, можно сказать, что без значительных объемов финансирования и поддержки научных разработок, необходимых для увеличения производства и снижения себестоимости продукции, на фоне практически полного отсутствия внутреннего спроса, украинским авиастроительным предприятиям будет крайне сложно конкурировать на внешних рынках.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж