Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Философия света | director.com.ua

Философия света

Автор статьи: 

Зося КАЙС,
дизайнер Лаборатории Технической Эстетики и Дизайна,
преподаватель эстетики в НТУУ «КПИ»

Заглавное изображение: 

Освещение — не только важная составляющая проекта технического оснащения дома, но и декоративная составляющая. Поэтому, продумывая данный элемент дизайн-проекта, необходимо в первую очередь придерживаться принципа синтеза утилитарного и эстетического — полезнос­ти и красоты

Главные правила

Главная особенность освещения в современных интерьерах — в его вариативности, «гибкости», мобильности. Это возможность с помощью света подчеркивать детали, расставлять акценты, зонировать помещение, придерживаться выбранного стиль, создавать неповторимую атмосферу в доме, реализовывать авторские задумки, «приручать» свет в собственном жилище, делать его «своим» и «для себя», уникальным, индивидуальным.

Наш дом — это наш персональный театр, где мы сами и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли, и художник. Поэтому та уникальная декорация, в которой разворачивается драма нашей жизни, и есть результат нашего творчества. Уют складывается не только из плоскостей и предметов, но также из цвета и света, который может стать дополнительным инструментом креативного процесса.

Освещение — яркий штрих в интерьере, а также мощный психологический фактор. Качество освещения в доме напрямую влияет на «микроклимат», ощущения человека, пребывающего в данном пространстве, может регулировать колебания настроения, психосостояния: бодрить или расслаблять, гасить агрессию и способствовать позитивному настрою, мобилизовать на работу либо привносить нотки интима и даже эротизма.

80 % всей информации человек получает путем зрительного восприятия, и это веская причина для того, чтобы предъявлять высокие требования к хорошему освещению. Физиологические особенности зрения таковы, что нормальная работа глаз возможна только в комфортной в визуальном отношении среде с правильно организованным освещением.

Все освещение в помещении можно условно разделить на естественное и искусственное.

Дань естественности

Естественное освещение — это свет (рассеянный или направленный), проникающий в помещение через световые проемы. Он может быть верхним (если последние расположены на потолке), боковым (если проемы в стенах, т. е. окна) или же комбинированным (окна расположены и на потолке, и в стенах). Основная особенность естественного света в том, что он существует независимо от воли и желания человека: мы не властны над продолжительностью светового дня, над временем года, интенсивностью проникаемого в комнату солнечного света и степенью естественной освещенности помещения. Однако, вооружившись некоторыми знаниями и техническими приемами, мы можем скорректировать эти моменты.

Во-первых, количество проникаемого в помещение солнечного света через оконные проемы зависит напрямую от их формы, размера и качества. Логично, что чем больше площадь окна, тем больше света проникает в помещение извне. Чем меньше оконных рам, тем меньше теней, соответственно больше света. Для большего проникновения света используют панорамные окна, большие сплошные стеклопакеты без лишних перемычек. Также значение имеет цвет стекла.

Совет дизайнера
Анастасия Соловьева, дизайнер ЛТЭД

•Увеличить степень освещенности помещения легко можно, используя зеркала: если разместить их напротив окон, света в помещении станет вдвое больше;
•если нет возможности сделать потолочные оконные проемы или мансардные окна, можно воспользоваться эффектом «окна в потолке». Если есть свободные 20 см потолка (при высоте потолка не ниже 3 м), в нем возводится искусственный проем (гипсокартонный короб), в котором размещаются лампы дневного света либо более современная светодиодная лента, а сам проем закрывается матовым белым акрилом. Так «симулируется» естественное освещение;
•в такой же способ можно создавать «фальш-окна», например, в подвальном помещении. В этом случае освещенные ниши закрываются стеклопакетом с матовым стеклом, акрилом или витражным стеклом;
•если в вашем распоряжении имеются стенные оконные проемы-бойницы и нет возможности увеличить проем, то «запустить» в помещение большее количество света можно, «скосив» углы откосов, таким образом убирая препятствие доступу света непосредственно в комнату.

Искусственные источники

Искусственное освещение может быть: прямое, направленное или рассеянное (равномерное). Светильники по техническому оснащению бывают трех видов: подвесные (используются на потолке), накладные (на потолке и стенах) и встраиваемые (на потолке, стенах и в полу).

Немецкие архитекторы Петер Нойферт и Людвиг Нефф в своей книге «Проектирование и строительство» (2008) дают рекомендации по эргономичному оснащению жилья светом. Они утверждают, что в жилом помещении не везде нужна одинаковая освещенность, поэтому не всегда требуется освещать помещение светильником, расположенным под потолком и направляющим свет равномерно во все стороны. В результате образование теней сводится к минимуму, а пространство теряет глубину, практически оно становится «мертвым». Разумнее там, где требуется хорошая освещенность (уголок для чтения, отдыха), создавать направленное освещение, разделив пространство на отдельные «световые островки».

В жилых помещениях встречается три вида искусственного освещения: общее, местное и комбинированное; также отдельно отметим местное декоративное освещение и прием «архитектурного света».

Общий подход

Общее освещение представляет собой равномерное распределение света по всей площади, которое достигается с помощью люстры в случае классического интерьера, не обязательно размещенной в центре потолка. Потолочный светильник может освещать лишь одну из зон большой комнаты. Светильник-люстра может быть трех видов, в зависимости от направления светового потока, и, соответственно, давать три вида света: равномерно рассеянный (полупрямой), прямой и отраженный. Если, к примеру, светильник выполнен в виде шара из матового или белого стекла, внутри которого располагается лампа, то он будет давать равномерно рассеянный свет. Прямой же свет направляет свои лучи непосредственно на ту плоскость, которую необходимо осветить. В случае с потолочным светильником общего света прямое освещение обеспечивается светильником со стандартным абажуром с отверстием внизу, в результате чего лампа оказывается открытой и свет струится прямо вниз по форме плафона. Отраженный свет дает люстра с накладным плафоном «тарелкой», когда лампы закрыты снизу и свет направлен в потолок.

Основная особенность общего освещения, которую в некоторых ситуациях можно расценить и как недостаток, заключается в том, что оно «статично», исключает возможность изменения и направления основного светового потока.

Для современных же интерьеров, в которых, как и в любой сфере, отражены общие тенденции человеческого бытия, как раз характерны динамичность и мобильность. Актуальной становится возможность «управлять» освещением.

Хорошо, если еще на этапе проектировки освещения в помещении предусматривается такая возможность — своеобразная система «умного света», когда в одном и том же помещении становится возможным варьировать, изменять яркость различных групп света, корректировать сочетания различного локального света или подсветок по ситуации, под настроение.

По месту назначения

Местное освещение используется, когда необходимо подсветить отдельные части интерьера, зоны, объекты. Например, в кабинете или спальне можно и вовсе отказаться от общего освещения, подчеркнув их с помощью местного света от бра, торшеров, настольных ламп.

У архитекторов существует понятие «сценарий освещения», с помощью которого создается соответствующая комфортная обстановка для определенных действий. Здесь имеется в виду учет функционального назначения каждого помещения на этапе планирования и проектировки освещения в соответствии с определенным сценарием, например: «для чтения и работы», «для встреч», «для принятия пищи, семейного обеда», «интимное пространство» и т. д.

Дизайнеры также пользуются термином «архитектурный свет» — это прием в освещении, позволяющий создать необходимые акценты, сосредоточить внимание на конкретных деталях интерьера.

Светом можно выделять наиболее интересные предметы — ниши, картины, скульптуры. Однако местного освещения каких-то отдельных участков интерьера может быть недостаточно для помещения в целом. В таком случае применяются более динамичный комбинированный свет, когда общее и местное виды освещения совмещаются, в результате позволяя «управлять» сценарием освещения, подстраивая свет под ситуацию, самостоятельно «переключая» атмосферу в помещении.

В современных интерьерах заметна тенденция к ярусному, многоуровневому освещению. Источники света при этом располагаются на потолке, стенах, на уровне пола, а также для подсветки отдельных деталей интерьера.

Совет дизайнера
Константин Эммин, архитектор

•Лампа накаливания всегда дает теплый свет, лампы дневного света — нейтральный, люминесцентные же не рекомендуются для жилых помещений;
•важно учитывать, что цветные декоративные элементы на абажурах и узоры поглощают свет;
•освещение стен визуально расширяет пространство. Помните, что небольшие комнаты лучше отделывать материалами с максимальными отражающими свойствами;
•одна освещенная стена в конце узкого помещения визуально расширяет его;
•подсветка потолка светильниками прямого света, выстроенными в ряд на стенах и направленными в потолок, в значительной степени визуально «поднимает» его высоту, создает ощущение дополнительной воздушности и легкости;
•затенение потолка светильниками, направленными с потолка на стены, позволит зрительно опустить слишком высокий потолок;
•важен цвет плафона или абажура, так как свет, пропущенный через разный цвет, дает разный эффект и по-разному освещает предметы в комнате, изменяя их вид;
•при выборе цветовой гаммы отделки помещения необходимо учитывать степень его естественной освещенности, помнить о том, что каждый цвет спектра отражает различное количество света, также внимательно планировать искусственное освещение в соответствии с преобладающей в отделке цветовой гаммой. Не следует забывать и о психологическом воздействии каждого цвета на человека, нужно пользоваться этим знанием при продумывании цветовой отделки помещения, гаммы, сочетаний цветов и их освещения. Например, если отделка интерьера в помещении выполнена в теплых тонах, то такую комнату нельзя освещать холодным светом.

Зоны освещения

Потолок

Для создания рассеянного света в помещении используются подвесные (люстры) и накладные потолочные светильники.

Также в современных интерьерах широко применяются встраиваемые точечные потолочные светильники и подсветки натяжных потолков. Например, всем известен оригинальный и, бесспорно, красивый прием декоративной подсветки натяжного потолка с эффектом «звездного неба», с кристаллами Swarovski. Это не функциональное освещение, скорее приглушенно-интимное, и больше служит эстетически-декоративным целям, нежели функциональным.

Стены

Для рассеянного равномерного либо направленного освещения стен используются накладные настенные светильники, бра. Также на стенах часто применяют местное декоративное освещение картин или панно настенным направленным светом, или же такие детали интерьера подсвечиваются с пола направленными на стены потоками света. К встраиваемым светильникам на стенах прибегают реже, только если их присутствие оправдывается концепцией.

Пол

Необходимо помнить, что светильники, расположенные в полу, будут слепить глаза. В то же время подсветка пола редко несет функциональное назначение, а чаще используется для декоративных целей, например для подсветки снизу статуи. Ночное освещение пола удобно, если не хочется включать более яркий свет. Необычно и утонченно выглядит освещение лестницы, когда в ступеньки врезается встраиваемый свет.

В освещении пола привлекательно то, что свет снизу будто облегчает тяжеловесные предметы, создавая ощущение воздушности.

Самые модные и широко используемые в современных интерьерах осветительные системы — это светильники на токопроводящих элементах (шинах) и светодиоды. Светодиодные технологии приобретают все большую популярность: все чаще представляются на выставках, сопровождают интересные и эстетически ценные авторские проекты в интерьерах. В основном такие приемы освещения используются в интерьерах в стиле хай-тек и минимализм. Данным светильникам отдают предпочтение в силу экономичности, оригинальности, практически бесконечного срока службы, а также многочисленных вариантов использования такого света.

Грамотно подобранное освещение способно видоизменить и визуально скорректировать геометрию пространства, подчеркнуть достоинства в интерьере, скрыть недостатки, если таковые имеются.

Основной момент в реализации идеи освещения в интерьере — соответствие количества и качества света, а значит набора светильников, многофункциональности и главного целевого назначения помещения.

Кухня

Помещение кухни обычно сочетает в себе обеденную и рабочую зоны, поэтому логично освещать их несколькими источниками света. Рабочую поверхность кухни удобно освещать встроенными точечными светильниками в нижних или верхних частях навесных шкафчиков. На кухне хорошее освещение рабочего места не менее важно, так как недостаточное освещение утомляет. Обеденная зона обычно освещается потолочным навесным светильником прямого света, направленным на стол. Здесь светильник должен освещать стол и все, на нем стоящее, но не лица сидящих за ним. Поэтому светильник лучше устанавливать на уровне глаз, чтобы под абажуром можно было смотреть на собеседника, но лампа при этом не светила в глаза.

Если по каким-либо причинам светильник должен находиться выше, то в нем устанавливается специальная лампочка с зеркальным покрытием внутри, предотвращающая ее ослепляющее воздействие. Хорошо, когда этот светильник дополнительно выполняет роль оригинального декоративного элемента, удачно вписываясь в композицию интерьера, подчеркивает его цветовое решение, продолжает мотивы материалов отделки. В итоге одновременно достигается гармония полезного и эстетического: удобно освещена плоскость стола, и сохраняется уютная атмосфера для общения в кругу семьи или друзей во время обеда, ужина.

Кабинет

Рабочее место в кабинете освещается по тому же принципу: светильник должен равномерно освещать стол, но не ослеплять. Также важно, чтобы источник освещения, установленный сбоку, мог менять свою высоту. Этой цели служат светильники на токопроводящих шинах.

Ванная комната

Данное помещение — единственное место в квартире, где светильник может светить в лицо. Точечные светильники, вмонтированные в зеркало, позволяют хорошо рассмотреть свое отражение, что удобно мужчинам для бритья и женщинам при нанесении макияжа. Общее освещение ванной комнаты не обязательно, можно ограничиться местными декоративными подсветками в соответствии со стилевой концепцией помещения. Важно, чтобы источники освещения не располагались на противоположной от зеркала стене, иначе свет будет слепить глаза.

Гостиная

Это место пересечения нескольких сценариев освещения. Поэтому освещение каждой зоны нужно выбирать сообразно ее функциональному назначению. Обычно общий свет размещается в зоне для встречи гостей для создания торжественной и праздничной атмосферы, однако следует учесть возможность отключения его для камерного общения. Возле диванов или кресла уместно поместить торшер либо настольную лампу, декорированные абажуром из текстиля, по цвету и материалу дополняющим основную отделку. Оригинальные детали интерьера, без сомнения, нужно выгодно подчеркнуть, выделив с помощью декоративной подсветки.

Важно учитывать, что хаотичное размещение (даже самых модных и качественных светильников) не поможет создать оригинальный интерьер — только навредит. Поэтому освещение необходимо заранее тщательно продумывать и планировать.

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж