Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Гармония цвета | director.com.ua

Гармония цвета

Автор статьи: 

Зося КАЙС,
дизайнер Лаборатории Технической Эстетики
и Дизайна, преподаватель эстетики в НТУУ «КПИ»

Заглавное изображение: 

В современном интерьере огромное значение имеет правильное цветовое решение. Цвет, являясь основной составляющей любой композиции как целостной структуры, в дизайне интерьера становится главным инструментом для решения эстетической задачи. Воплощение творческого замысла дизайнера, реализация его оригинальной идеи в идеале должны выполнять и утилитарную задачу — создать комфорт в помещении, сделать его пригодным для повседневной жизни, радующим глаз. Эмоционально-психологический настрой, который несет определенный интерьер, зачастую связан с колористическим решением. С помощью цвета можно создавать, контролировать и регулировать нужные настроения и эмоции. Применяя какой-либо цвет в отделке или декорировании интерьера, необходимо четко представлять результат

Контрасты и нюансы

Контраст и нюанс — это средства достижения художественной выразительности в архитектуре и художественном конструировании. Контраст означает резко выраженное различие в цвете, нюанс, напротив, — незначительное, слабовыраженное различие.

Сущность композиции, выстроенной на контрасте, — в активности ее визуального воздействия (в отличие от пассивного воздействия нюанса). Цветовой контраст двух предметов будет заметен тем резче, чем дальше по цветовому кругу расположены два цвета.

«Цвет нельзя рассматривать вне условий эксплуатации и конкретной формы, — утверждают Амина Апишева и Татьяна Чукавина, современные отечественные психологи, авторы книги «Дизайн и эргономика». — Особенно тщательно должны быть продуманы цветовые контрасты. Будучи применены для броскости и получения мгновенного эффекта, они могут привести к потере целостности формы, которая в этом случае распадается на композиционно не связанные, разрозненные части».

Выстраивая цветовую композицию интерьера на контрастах и сочетая цвета, необходимо учитывать и предугадывать реакции людей на такие сочетания. Ведь если это жилой дом, то негативных эмоций в нем быть не должно.

«Суть контраста, — отмечает г-жа Апишева, — состоит в том, что резко противоположные цвета вызывают у нас качественно новые ощущения и эмоции, которые не могут быть вызваны при восприятии каждого цвета по отдельности».

Гармония

Различают гармоничные (позитивные) цветовые сочетания и негармоничные (негативные). Эмоциональное воздействие гармонии цвета зависит от множества причин. Сочетаться могут два цвета по принципу:
•взаимного дополнения (комплементарная гармония) — контрастное сочетание, например: красный — зеленый, фиолетовый — желтый, оранжевый — бирюзовый, пурпурный — салатовый;
•нюансировки (аналоговая гармония) — сочетание близких по цветовому кругу цветов, например: красный — оранжевый, голубой — зеленый, синий — голубой, пурпурный — фиолетовый.

Также могут сочетаться между собой три цвета, равноотстоящих на цветовом круге (триадная гармония), или четыре (тетраидная гармония) — комбинация пар комплементарных, т. е. противоположных по спектру.

В цветовой гармонии можно выделить доминирующий цвет, который создает основу композиции. При контрастной гармонии другие цвета противопоставляются основному, а в нюансных — приближаются к нему, поддерживая основной тон.

Комбинация цветов и цветовые гармонии должны не столько подчиняться теориям и законам, сколько служить реализации творческой задачи, служить выразительным художественным средством дизайнера для воплощения креативной идеи. Иными словами, если решение интерьера предлагается в стиле хай-тек, то используются прямые, «искусственные», «технические» цвета, цвета металла, пластика. Исключены природные полутона, приглушенность цвета, природные сочетания. И, наоборот, в стиле кантри будут уместны сочетания коричневого и зеленого, зеленого и голубого, естественных оттенков и полутонов.

Цвет. Форма. Пространство

Благодаря правильному сочетанию цвета обеспечивается хорошее восприятие пространства интерьера в целом. Если цвет воспринимается с близких расстояний (в небольших помещениях), то насыщенность может быть незначительной: чем светлее маленькое пространство, тем более просторным оно воспринимается. Поэтому в маленьких комнатах основными цветами для стен и потолка лучше выбирать светлые нейтральные тона.

Помещение, в отделке которого использована сдержанная гамма и минимум цветов, воспринимается как более просторное, в то время как применение большого количест­ва ярких цветов с повышенной контрастностью зрительно «сужает» пространство. Потому, если на цвет смотреть с дальнего расстояния (большие, просторные комнаты, залы), можно смело использовать более четкие цвета, сочетать их, перемежать контрастами.

Существует также понятие тяжелого и легкого цвета. «Тяжесть» зависит от яркости: чем темнее цвет, тем более тяжелым он воспринимается. Поэтому темные цвета придают «вес» помещению, утяжеляют его. Светлый же цвет воспринимается как легкий. Поэтому громоздкие части интерьера лучше окрашивать в легкие цвета (если, конечно, акцент на них не является частью художественного замысла). Как правило, тяжелые цвета располагаются в нижних частях помещений, а легкие — вверху.

Также целесообразно помнить о статичности и динамичности цвета. Равенство (или нюанс) соотношений цветов в отдельном помещении создает относительную статичность общей формы, подчеркнутое выражение состояния покоя. Контраст, напротив, создает динамику, «зрительное движение» в сторону доминантного цвета. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным, определяющим композицию качеством, особенностью данного помещения.

При необходимости создать динамику пространства используемые цвета и формы должны выражать идею движения: например, с преобладанием горизонтальных или вертикальных линий, в зависимости от нужного направления движения.

Для эстетической выразительности отдельных частей интерьера имеет значение фактурная отделка поверхности, на которую нанесен цвет. Цвета поверхностей с грубой фактурой визуально воспринимается «тяжелее» гладких. Наиболее полно и красиво цвет проявляется на матовой фактуре, глянец же в какой-то мере «маскирует» цвет.

Для работы с цветом в отделке интерьера важно знать и о таких свойствах, как броскость, выступание и отступание цвета. Броскость — это способность цвета привлекать и удерживать внимание человека. Выступание и отступание зависят от цветового тона: теплые цвета выступают, холодные — наоборот.

Разбавленные хроматические цвета кажутся менее близкими, чем чистый цвет. Среди ахроматических цветов светлые воспринимаются как приближающиеся, темные — как удаляющиеся. То есть черный воспринимается глазом дальше белого, а светло-оранжевый дальше прямого оранжевого. Этим «фокусом» можно пользоваться при планировании цветовой композиции интерьера. Например, небольшие оранжевые и голубые кружки диаметром 1 см расположить на черном фоне и смотреть на них с расстояния 1 м, то будет казаться, что все кружки лежат в двух плоскостях: оранжевые ближе, голубые дальше.

Кроме простого восприятия цветов, человеческому зрению свойственно поддаваться оптическому обману. Глаза человека значительно лучше оценивают размеры по ширине, чем по высоте и глубине. Равные, но различно разграниченные цветом пространства производят впечатление неодинаковых. Учет таких оптических корректив позволяет исправить отдельные недостатки формы, которые невозможно изменить другими средствами, или внести особую выразительную остроту в композицию. Например, выступающую балку в потолке можно нарочно зрительно опустить еще больше, если выкрасить ее в цвет темнее основной отделки потолка или приподнять, если цвет будет на несколько тонов светлее. А вот если потолок с той же балкой чисто белый, то окрашивание балки в серый цвет, наоборот отдалит ее, она визуально углубиться в основной цвет потолка.

При планировании колористического решения интерьера важно знать о таком свойстве восприятия, как цветовое утомление. Чем насыщеннее цвет, тем сильнее утомляется глаз, скорее теряя свою чувствительность. Чтобы уменьшить или снять цветовое утомление, необходимо ввести дополнительный цвет, контрастный. В интерьере жилого помещения цветовое утомление допускать нельзя, дом должен быть местом отдыха и спокойствия.

Психология восприятия цвета

Современная психология выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и его восприятие. Ощущение цвета понимается как простейший психологический акт, а восприятие — как более сложный процесс, опосредованный рядом закономерностей психологического порядка.

При восприятии цвета глаз человека ощущает различные его свойства, вызывающие определенные ассоциации. Воздействие цвета на человека в эмоциональном отношении огромно. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: может успокаивать, волновать, радовать и печалить, угнетать и веселить. Цвет может вызвать ощущение тепла и холода, бодрости и усталости, легкости и тяжести, расширять и сужать пространство, стимулировать зрение, мозг, нервную систему. Поэтому цветовое решение интерьера должно быть направлено на максимальную компенсацию неблагоприятного воздействия среды, переключать человека с усталости и беспокойства трудовых будней на покой и умиротворение в комфортной атмосфере своего дома.

Основные особенности восприятия спектральных цветов:

Красный — возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Оказывает стимулирующее влияние на мозг и вызывает эмоциональные реакции; длительное воздействие вызывает утомление. При оформлении интерьера его хорошо использовать как акцентный цвет.

Оранжевый — яркий, вызывающий радость. Способствует улучшению пищеварения и ускорению тока крови. Как и красный, при длительном воздействии раздражает и вызывает утомление.

Желтый — стимулирует зрение, мозг, нервы, создает веселое настроение, способствует общительности.

Зеленый — цвет природы, покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему. Способствует снижению давления крови. Желто-зеленые оттенки поднимают настроение.

Голубой — светлый, свежий, прозрачный. Воздействует примерно так же, как и зеленый: успокаивает, создает впечатление небесной дали. Его относят к лечебным цветам.

Синий — холодный, влажный. Действует успокаивающе, но, будучи сильно насыщенным и в больших количествах, может подавлять.

Фиолетовый — пышный и благородный, положительно воздействует на работу сердца и легких, увеличивая их выносливость. В интерьере в больших количествах может вызывать депрессивное состояние.

Коричневый — теплый, создает спокойствие, выражает крепость, устойчивость. Однако коричневый с серым оттенком подавляюще влияет на психику.

Серый — холодный, деловой, унылый. Цвет строгости, постоянства. Вызывает апатию и скуку.

Белый — легкий, холодный и благородный. Символ чистоты, может служить основой для сочетания других цветов.

Черный — мрачный, строгий, тяжелый, резко снижает настроение. Выразительность и яркость черного цвета зависят от фактуры поверхности, при правильном подборе которой может быть очень красив.

Оптимальными цветами, воздействующими на зрение человека в физиологическом отношении, считаются зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой.

Индивидуальное пространство

Перечисленные особенности являются наиболее характерными при восприятии цветов и цветовых сочетаний, однако это не значит, что на всех людей определенный цвет воздействует одинаково. Восприятие того или иного цвета зависит от обстановки, сочетания с другими цветами, общего психического состояния человека, его настроения в данную минуту.

При этом нужно помнить, что однозначной трактовки цвета не существует. Даже если, например, серый цвет сам по себе — тусклый и угнетающий, то его сочетание с фиолетовым и бирюзовым дает необыкновенно «вкусную» гамму! Поэтому не стоит привязываться к однозначным значениям цвета и слепо следовать инструкциям колористов. Интерьер — это индивидуальное пространство, поэтому в первую очередь необходимо руководствоваться собственными ощущениями каждого цвета.

Также важно помнить, что интерьер отдельного помещения — это целостный образ, который складывается в композицию из отдельных частей, элементов. И цветовое восприятие комнаты может состоять вовсе не из цвета отделки стен, пола, потолка и архитектурных конструкций (все это может быть нейтральным — белым, бежевым), а из предметов, которыми человек наполняет свое пространство. Они могут быть самых разных цветов, и во многом от выбора этих цветов, от их сочетаний, акцентов будет зависеть комплексное настроение, которое создается в интерьере.

____________________

Цвет и освещение

При проектировании цветового оформления интерьера необходимо учитывать изменение цвета при искусственном освещении. Здесь есть несколько важных моментов, на которые необходимо обратить внимание на этапе планирования колористических решений интерьера:
•красные, оранжевые и желтые цвета светлеют при искусственном освещении, холодные зеленые, голубые, синие, фиолетовые — темнеют, а яркость темно-зеленых цветов не изменяется;
•красные цвета становятся более насыщенными;
•оранжевые цвета краснеют;
•светло-желтые цвета трудно отличаются от белых;
•голубые цвета зеленеют, а иногда становятся неотличимыми от холодных зеленых;
•синие цвета становятся менее насыщенными, а темно-синие — неотличимыми от черных;
•фиолетовые цвета краснеют, иногда становясь неотличимыми от пурпурных.

____________________
____________________

Цвет и архитектурный стиль

Каждому архитектурному стилю соответствует свой преобладающий цвет, а также цветовые сочетания.

Для романского стиля характерны: коричневая гамма, красный, белый и зеленый цвета в качестве акцентов.

Готику отличает красочное сочетание желтого, синего и красного, хотя не исключается использование в интерьере и всех остальных цветов.

Ренессанс (эпоха Возрождения) — пурпурный, синий, желтый, коричневый. С помощью этих цветов можно создавать акценты, разместив их на нейтральном бежевом или других светлых тонах.

Барокко, рококо — приглушенные пастельные тона, красный, розовый, белый, голубой с желтым в качестве акцентного цвета.

Классика (ампир) — насыщенные цвета, зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой.

Модерн (арт-деко, ар нуво) — неяркие светлые цвета, лиловые, светло-зеленый, коричневый.

Постмодерн (хай-тек, минимализм, фьюжн, поп-арт) — серебристые, перламутровые, флуоресцентные цвета. Смелые, неожиданные сочетания и акценты, эклектика.

____________________
____________________

Некоторые секреты цветокомпозиции

•На светлом фоне всякий более темный цвет выглядит еще более темным, на темном фоне всякий более светлый светлеет.
•Всякий цвет, находясь на фоне своего дополнительного, выглядит насыщеннее.
•Важный фактор в зрительном восприятии предметов — цвет фона, на котором они расположены. Чем больше отличается цвет объекта от цвета фона, тем лучше заметен предмет, тем отчетливее видны его контуры и форма.
•Если необходимо выделить предмет, чтобы он был виден с большого расстояния, нужно расположить его на наиболее контрастном фоне.
•Лучшие контрастные сочетания дают противоположные цвета хроматического круга.
•Близлежащие цвета хроматического круга скорее воспринимаются как оттенки одного и того же цвета, а не как сочетания цветов.
•При сочетании цветов необходимо учитывать их равную насыщенность и яркость.
•Хроматические цвета хорошо сочетаются с ахроматическими (белым, серым и черным), причем темные ахроматические — с теплыми хроматическими, а светлые ахроматические — с холодными хроматическими (например, черный — оранжевый, белый — голубой).

____________________

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж