Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Леонора Янко: «Мой опыт позволяет с уверенностью говорить о достойном уровне отечественных авторов» | director.com.ua

Леонора Янко: «Мой опыт позволяет с уверенностью говорить о достойном уровне отечественных авторов»

Заглавное изображение: 

Искусство — это то, что всегда привлекает внимание и вызывает эмоции. Для одних — это удачная вещь в интерьере, для других — способ самоутвердиться, для третьих — желание владеть чем-то таинственным и неизведанным. Но абсолютно все соглашаются с тем, что это очень хорошая инвестиция. То же самое можно сказать и об украинском искусстве, которое успешно развивается. Западным коллекционерам становится интересна наша история, наш способ мышления, наш образ жизни… И, по мнению Леоноры Янко, директора Арт-галереи «Мануфактура» и Арт-центра Якова Гретера, с которой мы беседуем, можно с уверенностью говорить о достойном уровне наших авторов

ГD: Как появилась идея посвятить себя искусству?

Леонора Янко: Это было логичным следствием работы в бизнесе, стало моей духовной потребностью — и сегодня я одна из тех счастливых людей, для которых работа и любимое дело тождественны. Начав профессионально работать куратором и организатором выставок, я получила то самое ощущение возвращения к свету, к забытым мечтам детства… Когда я сама открываю шедевры, то понимаю, что именно это ощущение эйфории от работы говорит о том, что автор создал шедевр.

ГD: На данный момент Вы являетесь директором двух галерей — Арт-центра Якова Гретера и Арт-галереи «Мануфактура». Как их позиционируете друг относительно друга?

Л. Я.: Обе галереи направлены на современное искусство. Однако мы не стремимся эпатировать публику концептуальным искусством, которое отрицает классическую школу живописи. Наоборот, моя задача — объединить современный эмоциональный подход к искусству и мастерство школ прошлых поколений. И да, Вы правы, галереи отличаются одна от другой.

В «Мануфактуре» мы показываем зрителю авторов, которые уже получили признание в нашей стране и мире. Этому способствует история аутлет-городка «Мануфактура», на территории которого находится галерея, спроектированного в стиле голландской архитектуры XVII–XIX веков. Другими словами, мы акцентируем внимание на арт-работах коллекционного и музейного уровня. Яркий пример тому — Олег Радван, победитель более 10 престижных международных конкурсов, его работы показаны более чем в 20 музеях мира, в четырех музеях взяты для постоянной экспозиции.

Арт-центр Якова Гретера, что в ТЦ «Большевик», — это индустриализация искусства, точнее привлечение промышленного пространства в культурно-художественную жизнь. Это близко по духу совсем молодым талантам, тем не менее уже заслужившим внимание своими концептуальными, не оставляющими сомнения в мастерстве художников работами: это полотна Марии Кривопишиной, Ульяны Нешевой, Анастасии Подервянской.

Кроме того, в рамках Арт-центра действует множество программ, поддерживающих таких художников и скульпторов. Мы открыли ряд ярких молодых авторов, среди которых — Анастасия Григорьева с серией «Город-призрак», Евгения Антонова с серией «Деформации», разноплановая Юлия Насыбулина, тонкий психолог Pokrovets, Юлия Моховикова с серией «Самоидентификация», Лера Литвинова, создающая лаконичные пейзажи, и многие другие.

Мы стремимся поднимать уровень украинских авторов и популяризировать современное украинское искусство не только в пределах нашей страны. Ведь нашими художниками сейчас очень интересуются за границей. К примеру, работы скульптора Дмитрия Ива приобретены для личных коллекций голливудских звезд: например, «Трон истины» был создан для Моники Беллуччи. Удивительные картины Рената Рамазанова нашли свое место в коллекции Софии Ротару и других представителей украинской бизнес- и культурной элиты. Работы Анастасии Крайневой — во многих коллекциях на территории СНГ.

Последние трагические события в Украине значительно повлияли на интерес к нам из-за рубежа. На этом фоне мировое сообщество готово воспринимать все проявления нашей жизни, начиная от повседневной культуры и заканчивая высоким искусством. Это послужило хорошим плацдармом для того, чтобы еще раз напомнить об Украине и ее проблематике. Мне было чрезвычайно приятно получить приглашение от престижного MAUERMUSEUM — MUSEUM HAUS AM CHECKPOINT CHARLIE в Берлине для создания проекта и постоянно действующей выставки.

ГD: Чем порадовала выставка в Берлине?

Л. Я.: Галерея Арт-центра Якова Гретера была приглашена для создания постоянной экспозиции престижным европейским MAUERMUSEUM — MUSEUM HAUS AM CHECKPOINT CHARLIE. Музей рассказывает о свободе и борьбе за нее, поэтому неудивительно, что в нем появился и украинский зал. Музей довольно популярен, его посещают более 3000 человек ежедневно.

Темой выставки под названием «Альтернатива. Украина: реальность и будущее» стала борьба за демократические свободы в нашей стране, жажда мира и справедливости, уникальность явления «Майдан», который сегодня стал именем нарицательным и понятным без перевода в любой стране мира. Участники выставки посредством фотографий, живописи, инсталляций трактуют ситуацию в нашей стране и ведут на языке искусства диалог о созидании, любви к ближнему, патриотизме и самоотдаче в бою, жизни и творчестве.

ГD: Но в Украине у Вас тоже есть интересные проекты?

Л. Я.: Да. В Арт-центре Якова Гретера представлен проект «Самоидентификация» художницы Юлии Моховиковой. Он отображает актуальный вопрос трансформации и перемен, раскрывает тему внутренних изменений человека и общества в целом. Ее портреты я бы назвала психологическими, она безжалостно выводит на полотно самые брутальные черты характера модели.

В Арт-галерее «Мануфактура» проходит выставка «Возрождение Золотого века голландской живописи» художницы Натали Насыбулиной и художника Олега Радвана. Экспозиция созвучна со стилем всего аутлет-городка и показывает отношение к классике современных украинских художников. Кроме эстетического наслаждения, полотна авторов открывают секреты композиции и техники голландских худож­ников.

Для меня, кстати, стало открытием, что в Украине есть коллекционер оригинальных подлинных костюмов XVIII–XX веков Марина Иванова. Мы создали совместно проект, в рамках которого организовали курс лекций по истории стиля и моды с Зоей Звиняцковской и две выставки — «Турнюры и кринолины» и «Модерн. Эпоха женственности».

ГD: Чем Вас заинтересовал проект Марины Ивановой Музея истории моды?

Л. Я.: Искусство и мода тесно переплетены между собой. И благодаря первому многое можно узнать об истории и культурных традициях того времени. Мода же открывает характер эпохи и может служить еще одним ключом к пониманию и восприятию художественных произведений.

Кроме того, мы, будучи галереей современного искусства, хотим сделать акцент на вещах исторической ценности. Экспонаты коллекции легко можно разделить на две эпохи, что и послужило причиной организации сразу двух выставок. В соответствии же с эпохами они удачно вписываются в пространство Арт-центра Якова Гретера — «Модерн. Эпоха женственности», а на территории аутлет-городка «Мануфактура» — «Турнюры и кринолины». Мы очень рады, что интерес украинок к моде и ее истории растет. И кто знает, возможно, наши выставки вдохновят кого-то из дизайнеров на создание образов, схожих с образами дам тех времен.

ГD: Что, на Ваш взгляд, как эксперта ожидает украинское современное искусство?

Л. Я.: Искусство все более становится народным в свете последних трагических событий. Художники все больше обращают внимание на украинские этнические мотивы и сюжеты, на становление нашего государства в мировой геополитике, на восприятие народа отдельным человеком и т. д. Ожидается повышенный коллекционный интерес к работам украинских авторов среди отечественных и зарубежных коллекционеров. Естественно, такие глобальные перемены в нашем обществе не могут не отразиться на искусстве, уверена, в лучшую сторону!

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж