Проект видавничого дому «МЕДІА-ПРО»
Оружие от кутюр | director.com.ua

Оружие от кутюр

Заглавное изображение: 

Как самобытное явление материальной и духовной жизни человека художественное оружие существует уже много веков. Оно использовалось и в повседневной жизни, и в качестве дипломатических подарков, призванных служить не только знаком внимания, но и демонстрировать уровень развития производства в стране, а также искусность ее мастеров. Эта специфическая область творчества жива и поныне, однако сейчас — это «коллекционные» вещи, по отделке приближающиеся к произведениям ювелирного искусства

Из истории

Во все времена мало кому удавалось четко разграничивать высокое и декоративно-прикладное искусство. При дворе Людовика XIV, например, пышно украшенное огнестрельное оружие ценилось не меньше знаменитых скульптур Бенвенуто Челлини. По иронии судьбы в сегодняшнем мире постмодернистского искусства этого мастера принято считать больше ремесленником, чем художником. Профессия гравировщика, когда-то весьма престижная, сейчас не настолько популярна. Историки и искусствоведы предпочитают относить искусство гравюры скорее к декорированию, а чаще — к ремеслу.

В XVII–XIX вв. французское огнестрельное оружие считалось одним из лучших в мире по художественному оформлению, многие образцы которого дорого и замысловато украшались. Стиль оформления практически не изменялся.

Однако с каждым годом техника совершенствовалась, оттачивалось мастерство, учитывались и новые тенденции. Технические достижения эпохи органично переплетались с утонченностью форм, изяществом, изысканностью и богатством отделки. На замки и прицельные приспособления наносили орнамент в виде завитков и традиционные декоративные узоры. Стволы украшались художественными насечками с применением золота. На ложах высекались фантастические животные. При инкрустации использовали тонкие серебряные пластины, перламутр, слоновую кость.

Парижский мастер Николя Ноэль Буте (1761–1833), королевский мушкетер и почетный оружейник Его Величества, снабжал уникальным оружием двор короля Людовика XVI, а после Французской революции дарил новые модели Наполеону Бонапарту.

Концепция «лучшего ружья»

Оружейное дело — удивительный вид искусства, позволяющий мастеру работать с любыми материалами, поэтому возможности его поистине безграничны. Над изготовлением дорогого оружия трудились чеканщики, ювелиры, граверы, позолотчики, инкрустаторы, скульпторы, оставившие после себя настоящие шедевры, которые хранятся в частных коллекциях и лучших музеях мира. Непостижимым образом богато декорированное оружие выдержало испытание временем, несмотря на сотрясавшие Европу войны и революции.

В XVII веке в Англии зарождается промышленность огнестрельного оружия, отличающегося безукоризненным качеством металла и достойной восхищения работой. Здесь сложились более строгие эстетические требования к художественному оформлению оружия. Замки украшались незамысловатыми растительными орнаментами или изображениями простых сцен охоты, ложи были украшены резьбой в виде шахматного рисунка, а не гравировкой, стволы не декорировались вовсе, за исключением дамасской стали, на которую наносился орнамент с изображением животных. Изменения касались в основном технической стороны, а не художественной, и были обусловлены достижениями в области металло- и деревообработки.

В начале XIX века английский мастер Джозеф Ментон установил стандартные параметры для производства британского охотничьего оружия, которые с успехом применяются и сегодня. В Шотландии Александр Форсайт прославился своими экспериментами в области ударно-воспламенительной системы. Но концепция «лучшего оружия» приняла современную форму уже после 1851 года, когда разработки французов по казнозарядному оружию были представлены на Большой оружейной выставке в Лондоне.

Речь не идет о том, что французское влияние на художественное оформление оружия закончилось на стыке XVIII и XIX веков. Наполеон III, изгнанный в Англию после поражения во Франко-прусской войне, принял в свое окружение скульптора и чеканщика медалей Барре, впоследствии оформившего целую серию подарочного оружия фирмы J. Purdey & Sons в роскошном стиле с новыми элементами гравировки, до тех пор неизвестном в Англии.

Перипетии времени

Несмотря на репутацию Британии как торговца консервативно оформленным оружием, существовала одна ниша, в которой гравировка ценилась очень высоко. Это касалось оружия, изготавливаемого для магараджей из Индии. Индийские принцы в начале XIX века были весьма озабочены собственной безопасностью. Индийская кастовость и британская классовая система обусловили терпимость королевских семей обеих стран, переросшую во взаимовыгодное сотрудничество. Британцы были влюблены в конные виды спорта и все, что с ними связано. Они приглашали мастеров из Индии для строительства спортивных площадок и оборудования мест для конных состязаний. В то же время, индийские принцы открыли для себя огнестрельное оружие и постигали искусство стрельбы, приглашая инструкторов из Туманного Альбиона.

Основное различие состояло в том, что представители высших классов британского общества отдавали предпочтение классическому и консервативно-сдержанному в оформлении оружию. Типичные его экземпляры хранятся в королевской оружейной комнате в городе Сэндигеме. Магараджи, наоборот, любили богато украшенные образцы, и британские оружейники легко удовлетворяли их запросы.

Магараджи заказывали дорогое оружие большими партиями, по их требованию его инкрустировали золотом, бриллиантами, рубинами, изумрудами. Поток заказов не иссяк и после обретения Индией независимости в 1947 году. Правда, новое демократическое правительство ввело жесткие ограничения на стиль их жизни. Многие образцы принадлежавшего им роскошного оружия были проданы и нашли свое место в частных американских коллекциях.

К разочарованию современных ценителей, такие экземпляры редко появляются в каталогах аукционов. Спрос на них существует, но предложение практически отсутствует. Возможно, чтобы заполнить эту нишу, состоятельные американские коллекционеры начали спонсировать работу искуснейших мастеров Англии и Европы и стали заказывать оружие с гравировкой в лучших традициях королевских дворов Франции и Индии. Коллекционеры называют подобные образцы «оружием от кутюр». (Материал подготовлен по материалам журнала Shooting Sportsman.)

Знаменитое ружье с вальдшнепами

J. Purdey & Sons работы братьев Браун из города Свиндон (Англия) — оружие, сконструированное на основе системы Бислея, по стилю напоминает популярные в 1890-х легкие ружья мастера Джона Робертсона. Братья Браун были известны как талантливые гравировщики-самоучки, использующие в своей работе ключевые принципы техники гравировки знаменитого Николя Буте.

Небольшая ствольная коробка ружья разработана специально под изящную гравировку. Ружье с вальдшнепами в истории оружейного дела Британии — первое, инкрустированное цельными пластинами платины и золота.

Изображение вальдшнепов и их птенцов скопировано для гравировки с сентиментальных акварельных этюдов в викторианском стиле, помещенных в книге британского орнитолога и художника Джона Гоулда. Фрагменты гравировки платиной и золотом создают благородный контраст с темным корпусом из ореховой древесины. Мелкие детали композиции — дубовые листья, желуди, травинки и облака — органично дополняют сюжет, придавая гравировке изысканность и завершенность.

Левая сторона ружья украшена гравировкой с изображением сцены возвращения Аполлона к Тефиде на закате дня. Вдохновили братьев Браун на подобное творение работы французских гравировщиков А. Барре и Ж. Брюна. Своеобразная интерпретация английскими мастерами глубокорельефной техники гравировки стала основным направлением оружейной гравюры постмодерна в Британии.

На правой стороне ружья выгравирована сцена отдыха Венеры и Меркурия на лоне природы. Элементы ружья, созданного по заказу фирмы J. Purdey & Sons для украшения элитной частной коллекции, художественно оформлены виртуозным гравировщиком из Уэльса Филом Когганом. Мастеру удалось достичь новых высот анимации благодаря необычайной четкости линий и вниманию к мелким деталям. Инкрустированные золотом в обрамлении растительного орнамента из серебра натурально взлетающие шилохвосты (вверху), гнездящиеся чирки (посередине) и летящие против ветра дикие утки.

Не исключено, что на творчество Коггана повлияло сотрудничество с итальянским гравировщиком Чезаре Джованелли. В большинстве его работ прослеживается тенденция к переходу от строгого классического английского стиля к более пышному средиземноморскому.

Материал подготовлен при содействии специалистов охотничьего салона «Сафари-Украина».

 

 

 

© 2017 ООО «МЕДИА-ПРО». Все права защищены. Украина, 02660, г. Киев, ул. М.Расковой 11, корпус А, 6 этаж